Анна Крючкова 0 3420

Себе в убыток. Почему белорусские промышленные гиганты не приносят доход

Что же будет с нашими убыточными и малодоходными заводами?

После войны в Беларуси стали появляться промышленные гиганты: в 1943 году был заложен Минский автомобильный завод (МАЗ), в 1946-м - Минский тракторный завод (МТЗ), в 1948 г. - «БелАЗ». В 50-е и 60-е возникли такие брендовые предприятия, как Минский радиозавод - предшественник «Горизонта», Минский механический завод им. С.И.Вавилова (ММЗ) по производству оптической аппаратуры, «Интеграл» - завод по производству микросхем, в 70-е было основано предприятие «Белшина», в 80-е - Белорусский металлургический завод (БМЗ) и другие.

Все эти заводы существуют и сегодня, давно став акционерными обществами (ОАО) и холдингами, но большинство из них не могут похвастать устойчивой и высокой прибылью. Особенно печальная ситуация на МАЗе. По итогам 2015 года его убытки составили 971 млрд рублей (неденоминированных). С 2010 года численность рабочих на заводе сократилась с 23,8 тыс. до 16,6 тыс. человек (по данным за второе полугодие 2016 года). В таком же положении и МТЗ: в 2015 году его чистые убытки составляли 881,7 млрд рублей, а численность работников сократилась с более чем 22 тысяч до 16,8 тысячи человек. Убытки «Горизонта» - 11,4 млрд. Прибыль ОАО «БелАЗ» по сравнению с 2010 годом упала в несколько раз: с 226 млрд до 19,5 млрд рублей в 2015 году. При этом численность сотрудников сократилась с 11,4 тысячи до 9,9 тысячи человек. Значительно упала прибыль и у ММЗ им. Вавилова, ОАО «Белшина». Впечатляют показатели и БМЗ. Если в 2010 году прибыль завода составляла 7,5 млн евро, то в 2015 году чистые убытки перевалили за 2,6 трлн руб.! Во втором полугодии 2016 года прибыль гиганта составила всего лишь 167 млн руб. Численность его работников падает. В конце 2016 года там трудились 10,9 тыс. человек, а в 2015-м - 11,2 тыс.

Рост доходности показывает лишь «Интеграл» (см. таблицу). При этом численность его работников также сократилась: с 6,1 тысячи в 2010 г. до 5,2 тысячи человек во втором полугодии 2016 г.

Итоги деятельности ОАО (в неденоминированных рублях)
Предприятие Прибыль/убыток за 2010 год Прибыль/убыток за 2015 год
МТЗ 177 млрд руб. Минус 881,7 млрд руб.
МАЗ 170,6 млрд руб. Минус 971 млрд руб.
БЕЛАЗ 226 млрд руб. 19,5 млрд руб.
БЕЛШИНА 46 млрд руб. 3 млн руб.
ИНТЕГРАЛ 16,5 млрд руб. 82,7 млрд руб.
ММЗ им. С.И.Вавилова (холдинг БелОМО) 33,8 млрд руб. 14,1 млрд руб.
ГОРИЗОНТ Минус 5 млрд руб. Минус 11,4 млрд руб.
По данным Департамента по ценным бумагам Министерства финансов Беларуси («АиФ» использовал данные за 2015 год, поскольку данные за 2016 год пока официально не опубликованы. На данный момент в открытом доступе есть данные за второй квартал 2016 года, однако, как показывает анализ, итоговые годовые данные могут значительно отличаться от данных за этот период).

Действия правительства

Часть прежних заводов-флагманов выставлена сегодня для приватизации. Так, к продаже в 2017 году предлагаются акции ОАО «Управляющая компания холдинга «Горизонт», «Гомсельмаш», «Бобруйский машиностроительный завод», «Минский завод отопительного оборудования», «БАТЭ» - управляющая компания холдинга «Автокомпоненты» и пр. Всего в приватизационном списке 19 промышленных предприятий.

Программа деятельности Правительства Беларуси на 2016-2020 годы предусматривает реализацию комплексной инвестиционной программы, направленной на рост конкурентоспособности и производственного потенциала машиностроительного комплекса страны за счет «максимального использования иностранных кредитных линий, привлечения прямых иностранных инвестиций».

В свою очередь Программа социально-экономического развития на 2016-2020 годы предусматривает:

  • технологическую модернизацию организаций холдинга «БелАЗ»;
  • увеличение продаж сельскохозяйственной техники и оборудования на традиционных и перспективных рынках, в том числе новых модификаций тракторов мощностью 80-100 лошадиных сил с газодизельными двигателями, малогабаритных тракторов для стран Африки и Юго-Восточной Азии, тракторов с гидромеханической (мощностью 450 лошадиных сил) и электромеханической (мощностью 300-350 лошадиных сил) трансмиссиями;
  • модернизацию действующих и создание новых мощностей для производства самоходных зерноуборочных комбайнов экономкласса для мелких и средних хозяйств государств - членов ЕАЭС, а также комбайнов на гусеничном ходу;
  • реализацию инвестиционного проекта по созданию мощностей и увеличению производства карьерных самосвалов грузоподъемностью 90-450 тонн до 1 тыс. единиц в год (с учетом машинокомплектов) в 2019 г.;
  • завершение модернизации завода по выпуску сверхкрупногабаритных шин к 2018 г.

Загрузка...
Загрузка...

REDTRAM
NNN
Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Газета

Актуальные вопросы

  1. Что будет, если вставить в банкомат карту другой стороной?
  2. Почему не принято спать ногами к двери?
  3. Что известно о здоровье Якубовича, получившего травму в отпуске?
REDTRAM
NNN

Новое на AIF.by