www.aif.ru 0 2296

«Не умеют даже ловить мяч!» Учитель - о разнице между школьниками разных времён

Учитель начальных классов по просьбе «АиФ» сравнила нынешних школьников с теми, что были раньше, отметила основные различия и рассказала, как родители их формируют.

Каждое поколение взрослых сетует на то, что в их время дети были умнее, здоровее, культурнее, а современная молодёжь только и делает, что деградирует у всех на глазах. Конечно, это не так. Иначе что бы с нами стало при таких темпах деградации? Наши дети не хуже и не лучше. Они — другие. Какие — об этом рассуждает Марина ДУМИНА, учитель начальных классов одного из столичных лицеев.

Не спортсмены

- Марина Сергеевна, врачи говорят о том, что в 1-й класс многие дети часто приходят уже не совсем здоровыми, а в школе остатки здоровья теряют. В чём разница — ведь и раньше в школе сидели за партой, и сейчас сидят…

 - Да, разница в здоровье современных детей и их ровесников лет 20–30 назад колоссальная и видна сразу. В первую очередь это связано с нарушениями в работе опорно-двигательного аппарата. Дети мало двигаются, мало гуляют, проводят много времени за ТВ и компьютером, телефоном. Не у всех родителей есть возможность водить детей в спортивные секции. Хорошо, если ребята ходили в детский сад, где есть занятия физкультурой и прогулки, но многие сидят дома до школы. При этом родители не обращают внимания на то, как ребёнок сидит, некоторые ребята часами лежат с гаджетами в руках в мягких бесформенных креслах типа мешков… Всё это отрицательно влияет на осанку — ведь мышцы спины слабеют. И когда такие дети приходят в школу, то появляется первая проблема — они не могут высидеть урок с прямой спиной, низко склоняются над партой, чтобы писать.

Вслед за испорченной осанкой развиваются нарушения в работе внутренних органов, дети чаще болеют.

С неумеренным доступом к ТВ, компьютерам и недостатком прогулок связано и слабое зрение. И в школе проблемы со зрением только нарастают. Если раньше 1–2 ребёнка в классе имели близорукость, то сейчас практически каждый родитель подходит и говорит, что его ребёнка нужно посадить на первую парту. Например, у меня в классе сейчас 7 детей, которым рекомендовано сидеть на уроке не далее 1–2 парты. А у меня даже нет возможности рассадить всех в первых рядах.

И общий иммунитет у ребят теперь слабее. Раньше таких массовых эпидемий гриппа и респираторных заболеваний осенью мы не замечали. Сейчас кто-то чихнул — и полкласса заболели.

Наконец, заметна общая изнеженность детей, которая особенно сказывается во время уроков физкультуры. Очень многие не могут сдать нормативы, положенные для их возраста. В начальной школе редко кто из детей умеет прыгать через скакалку. Редко кто может поймать мяч правильно. Практически никто не умеет отжиматься, если отдельно не посещает спортивную школу. А родители вместо того, чтобы заняться физической подготовкой ребёнка, начинают добывать у врачей справки для освобождения от физкультуры, дабы несчастное дитё не мучилось. И тем только усугубляют проблему.

Фото: www.globallookpress.com

Читают все?

— Сейчас к логопедам водят огромное количество детей — это теперь очень востребованная профессия. Раньше к ним ходили единицы. Дети разучились говорить?

— Да, 20–30 лет назад не было такого количества детей с логопедическими проблемами (не слышат звуки, неправильно их произносят, путают слоги и т. д.), требующими помощи специалиста. Почему? А родители с детьми теперь почти не разговаривают. Все сидят, уткнувшись в свои экраны, и молчат. Ребёнок не общается с миром посредством устной речи, а потому и не получает представления, как правильно говорить. И чем дальше, тем сложнее поставить правильное произношение. Ребёнок допускает ошибки в письме, и по этой же причине ему тяжелее даются все остальные предметы.

— Не так давно подавляющее большинство детей приходили в школу, не умея читать. Теперь наоборот — единицы не читают и, тем более, не знают букв.

— Я не считаю это таким однозначным плюсом. Иногда даже наоборот. У любого ребёнка, если с ним правильно занимаются, наступают такие пиковые периоды любознательности и желания научиться чему-то новому. В том числе чтению. Помимо потребности, должна созреть психика, мозг. Большинство детей готовы и могут научиться читать в 5–6 лет, но кто-то и позже. Что делают многие современные родители? Опережая физиологические возможности организма ребёнка, отводят его в 3–4 года во всевозможные мини-школы, на развивающие курсы.

И тем самым отнимают у него шанс почувствовать потребность в знаниях, захотеть учиться — всё навязывается сверху и заранее. В моей практике есть яркий пример. Мама привела записывать в 1-й класс девочку (её старшая сестра учится у меня в 4-м классе), я с ней поговорила, а та ни в какую — не буду буквы учить, не хочу учиться читать. Договорились с мамой — не будем заставлять, подождём до сентября. И вот недавно мама мне звонит и кричит в трубку: «Марина Сергеевна, она сама зачитала!» Это значит — пришло время.

Конечно, с ребёнком всё равно нужно заниматься. Но не так: садись, будем учиться читать. А рассматривать книжки, буквы, представлять, на что они похожи… Так что раньше дети хоть и приходили в школу менее читающими, но они хотели научиться. А когда есть желание, процесс обучения идёт быстрее. Приведу другой пример. В том же 4-м классе у меня есть ученик, который, придя в 1-й класс, уже изумительно читал, как взрослый. Но в процессе обучения стал терять навык. И через 4 года при проверке техники чтения его обошли дети, которые поначалу с трудом слоги складывали. Он растерял умения потому, что ему было неинтересно, его заставили учиться.

Родители против учителя

— Раньше школьников воспитывали в духе, что учитель — это вторая мама. А теперь?

— Во многих семьях уже давно нет такого настроя. Авторитет и доверие к учителю — это вообще больной вопрос. Свой первый класс я взяла в 1988 г. 42 ученика, все в тёмно-синей (мальчики) и коричневой (девочки) форме. Я в журнале линейки пририсовывала, чтобы все фамилии вписать. Но при этом у детей было такое желание учиться! Конечно, были и двоечники, и лентяи. Но обстановка в классе была другая — желание учиться и слушать учителя. А сейчас в классе 25 человек, и не знаешь, в какую стойку встать и каким тоном говорить, чтобы ребёнок потом не пришёл домой и не пожаловался родителям, что учительница на него голос повысила. Дети и родители любые требования или замечания учителя начинают воспринимать как обиду. Как начало конфликта. Более того, родители зачастую при ребёнке обсуждают, какая плохая у него учительница, что она неправильно сделала и сказала и т. д. Потом переносят обсуждение в чаты с другими родителями… Как потом ребёнку учиться? Он будет воспринимать учителя как пустое место. А между тем, если родители с чем-то не согласны, нужно просто подойти к учителю без ребёнка и разобраться. Все проблемы решаемы.

Самое страшное, с чем мы недавно столкнулись, — некоторые родители очень тихо, методично пытаются фиксировать всё, что происходит на уроке, подкладывая детям в портфели включённые диктофоны. Я считаю, что это вообще за гранью нормальных отношений. И чему учат детей такие взрослые? Это ребята с нарушенным мировоззрением, нарушенной человеческой адекватной линией поведения.

Школа

— Многие учителя жалуются: дети не могут работать с большими текстами, они воспринимают только картинки. У них клиповое мышление.

— Это так. В этом есть и плюсы, и минусы. Современные дети более восприимчивы, быстрее схватывают всё, что касается новых технологий, они могут переработать гораздо больший объём информации по сравнению даже с их родителями, когда те были детьми. И если учитель начинает просто рассказывать о чём-то без роликов и картинок, многие быстро теряют интерес и «отключаются». Но применять только новые технологии для изложения материала неправильно. Нужно разговаривать с детьми, работать над речью. И уж точно нет оснований говорить, что современные дети глупее предыдущих поколений. Они просто другие.

Перемена как урок

— А во что играют на переменах?

— Когда-то мы могли заставить детей на переменах играть в салки, в «третий лишний»… Сейчас сложнее. Мы, кстати, в нашей школе не запрещаем детям бегать на переменах. А вот мобильные телефоны в начальных классах у нас категорически запрещены. Когда прихожу в другие школы, там зачастую перемены ничем не отличаются от урока. Стоит тишина. Дети сидят на полу или на скамейке, склонившись над телефонами, и смотрят в экраны.

— Общаться, дружить умеют?

— Здесь многое зависит от учителя. Я считаю, что учитель в начальной школе не может быть равнодушным и учить только предметам. Нужно обязательно обращать внимание детей на те или иные поступки, человеческие черты (скажем, главное не то, в какой одежде вы пришли на праздник, а как себя вели). У меня в 1-м классе был мальчик из очень обеспеченной семьи, который пытался первое время смеяться над другими детьми: «У твоей мамы машина старая, а твой папа работает на заводе…» Я поговорила с родителями, и проблема ушла. Хотя дети из обеспеченных семей поначалу и пытаются дружить «отдельно ото всех» и считать себя выше остальных, но потом жизнь всё расставляет на свои места. Многие дети же в первом классе ещё не такие испорченные. Как показывает практика, нередко большим авторитетом начинают пользоваться милые, добрые ребята из совсем не богатых семей. Даже если плохо учатся. И дети сами бегут мне рассказывать: «Посмотрите, наш Алёшка вот этому мальчику помог, а той девочке предложил портфель донести…»

 

Загрузка...
Загрузка...

REDTRAM
NNN
Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Газета

Подписка в 2020 году

Актуальные вопросы

  1. Есть ли смысл отказываться от пенсии на период работы?
  2. Какую сумму на депозите имеет среднестатистический белорус?
  3. Могут ли оштрафовать за неправильное использование поворотников?
REDTRAM
NNN

Новое на AIF.by