5624

Балбес против скрипичного ключа. Как не отбить охоту учиться у первоклашки?

 

opyt-06Год назад мы с подругой Аней за чашкой чая болтали, как водится, об успехах детей. У Ани на тот момент подрастали двое: сын-третьеклассник и младшая дочка, а «в проекте» еще был малыш, ожидавший своего часа в мамином «рюкзачке». «Как я устала  третий год делать вместе с ним все домашние задания, заставлять учиться. Это какой-то кошмар! Он не хочет читать, писать, рисовать, ему ничего не интересно, ему нравится только играть в планшет, - жалуется на старшего Аня и предупреждает: – Готовься, тебя весь этот школьный ужас ждет в следующем году». И хотя я знала, что сын Ани, несмотря на ее слова, - совершенно замечательный мальчик и, скорее всего, она преувеличивает, ее предупреждение звучало у меня в ушах, когда наш семилетний Тимур запускал в небо прощальные воздушные шары на выпускном утреннике в детском саду, когда мы с ним мучительно примеряли школьную форму, когда я просиживала часы на собраниях для родителей будущих первоклашек и готовилась к «неизбежному злу»… А потом начались неожиданности.

«Тетрадка непослушания»

Тимур пошел в обычную общеобразовательную школу в одном из спальных районов Москвы. Но все же ситуация сложилась не совсем классическая. 1 сентября он понес в школу аккуратно собранный букет в минималистичном, строгом стиле не первой учительнице, а… первому учителю. Оказалось, что их 1«В» возьмет (под крыло?) совсем юный, застенчивый, но весьма приятный интеллигентный молодой человек 23 лет, правда, с отличными рекомендациями и отзывами предыдущих учеников и их родителей (последнее выдал мне всезнающий «Гугл» примерно через десять секунд после нашего знакомства с новым учителем – разумеется, я, разволновавшись от неожиданности, пошла за успокоением и советом в Интернет).

opyt-03

Прошел сентябрь, подходит к концу октябрь. Обещанный ужас и кошмар все еще не наступил. Что я делаю не так? Где упускаю важное? Каждый день разговаривая с сыном о школе, уроках, переменах, продленке, в конце концов я начала понимать, в чем дело.

- Мама, Константин Алексеевич никогда на нас не кричит. Даже когда Макар сломал электронную доску. Даже когда мы бегаем по коридору, кричим и не слушаемся. И даже когда… в общем, никогда!

- А как же он наказывает тех, кто не слушается, не выполняет домашних заданий, балуется? – спрашиваю я.

- Просто записывает его имя в «тетрадку непослушания». А тем, кто со всем справляется на уроке, он говорит: «Я восхищен!» и рисует красивый скрипичный ключ на полях тетрадки. У меня таких уже много. Почти у всех они есть.

opyt-04

В коридорах школы волей-неволей слышишь разговоры других родителей, чьи дети попали к хорошим, опытным учителям «старой школы». «Моя Катя школу невзлюбила. Наталья Андреевна на прошлой неделе строго отчитала ее за кривые строчки в прописях: мол, ты же девочка, надо аккуратно писать! И я ей все повторяю: хватит грязь разводить в тетрадях! Ну а как с ней еще, ведь лентяйка еще та. Все тяп-ляп!» - причитает одна мама. «А моего читать не заставить. Я ору дома на него, гоню читать, а он, балбес, как только отвернусь - все к телевизору или к игрушкам…» - вторит ей подруга.

Позитив в фокусе

«Отчитала», «ору», «лентяйка», «балбес»… И в противовес: «восхищаюсь», скрипичный ключ, «тетрадка непослушания». Недавно прочитала на одном образовательном веб-сайте о методе «зеленой ручки». Речь идет о позитивной мотивации в начальной школе, когда учитель не подчеркивает красной ручкой ошибки, несовершенства или неточности, а напротив – зеленым цветом отмечает в тетрадях те моменты, которые у ребенка получились лучше всего: вот самая красивая буква в ряду, а это идеально написанное предложение, а тут верно решенный пример. Таким образом педагог фокусирует внимание на хорошем, на успехе, на позитиве. И именно эта самая красивая буква, обведенная зеленым цветом, откладывается в памяти ребенка как эталон. Ненавязчивая похвала вдохновляет. Критика, да еще и высказанная раздраженным тоном, не может не расстроить, а порой даже обижает – даже взрослого, чего греха таить, не говоря уже о семилетнем ребенке, который только-только пошел в школу.

Почему таких учителей, как Константин Алексеевич – спокойных, уважающих детей как личностей, умеющих замотивировать своей искренней похвалой, тонко чувствующих психологию юных подопечных, – совсем немного? Во всяком случае реакция моих знакомых, когда я рассказываю, как у Тимура обстоят дела в школе, обычно  редсказуемая: «Вам повезло!» Но школа – это только часть жизни. А что творится дома?

opyt-07Внезапно до меня дошло: я-то сама дома за ошибки, лень и саботаж еще как могу отчитать и сгоряча отругать! «Тимур, почему ты до сих пор не повесил одежду в шкаф и игрушки не убраны? Сколько можно валяться на диване, когда уроки не сделаны?» Так, стоп. Где позитив? Ведь он только что научился и, наконец, правильно повесил брюки со стрелками на вешалку. Круто! (Бились над этим месяц). А это что за сложный авторский корабль из «лего»? Сам сделал? Ух ты, здорово получилось! И ребенок, сияя, заканчивает воевать с рубашкой и галстуком, пряча их в шкаф. Игрушки мы собираем вместе вдвое быстрее. А домашнее задание? Да там всего-то пару примеров решить и две строки прописать. «Давай устроим конкурс красоты среди букв? Ну-ка, где тут идеальная строчная ”ю”?»

Как пройти в библиотеку?

Мой главный пунктик – это чтение. Сама с детства глотала книги запоем, сейчас реже получается находить для них время, но все же стараюсь держать в процессе прочтения хотя бы одно литературное произведение и, заканчивая его, сразу же начинаю второе. Спасибо родителям за привычку – отсюда и грамотность, и кругозор, и просто большой багаж человеческих историй, опыта.

opyt-02

Громогласные призывы к сыну: «Читай больше!» произвели нулевой эффект. Заставлять, принуждать, запрещать планшет – эти методы работают, да. Но, читая «из-под палки», ребенок сканирует буквы механически, бубнит слова под нос, ничего толком не запоминая. Ответ на вечный вопрос: «Что делать?» пришел во время интервью с голландским профессором Адриааном ван дер Веелом https://aif.by/social/science/item/41026-poglotiteli-bukv.html): собирать интересную детскую библиотеку, мотивировать личным примером и читать вместе с ребенком.  Банальность, да. Две недели эксперимента на собственном ребенке показали: это отлично работает! Буквально на днях - диалог:

- Мам, я записался в школьную библиотеку. И уже взял книжку. Правда, я не успел донести ее до дома.

- Неужели потерял?! – ой, стоп, умолкаю, срочно ищу позитив. – Какой молодец, сам записался! А что с книгой-то случилось?

- Да я ее прочитал на переменках, не смог остановиться, так интересно. Особенно понравилась китайская сказка про человека, который…

А пока сын рассказывает, что узнал в китайской сказке, я мысленно ликую и рисую скрипичный ключ. Большой, жирный, зеленой воображаемой ручкой.

opyt-05

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно