208003

Педагог: «В Беларуси отменить задания на дом не получится: никто «не поймет»

№ 39 от 25 сентября 2013 года 25/09/2013

Оказывается, не во всем мире домашнее задание сегодня воспринимается как «священная корова».

В Великобритании недавно отменили обязательные домашние задания для младших классов, объясняя это многочисленными жалобами  родителей, что дети слишком устают и у них не хватает времени на общение с семьей. Президент Франции Франсуа Олланд заявил, что «задания лучше выполнять в школе, чем дома». Правда, в отличие от британских родителей, 68% французов высказались против упразднения «домашки». В белорусском обществе пересмотра такой «неотъемлемой составляющей образования»  еще не происходит. Но это пока. Итак, какие же плюсы и минусы выделяют эксперты в обязательном домашнем задании?

КСТАТИ

Мы привыкли к домашней работе одной на весь класс, берущей начало еще с дореволюционных времен. Но, оказывается, в школьной практике есть и другие виды заданий на дом:

  • индивидуальное:  задается, чаще всего, отдельным учащимся класса.
  • групповое: группа учащихся выполняет какое-то задание, являющееся частью общего классного задания.
  • дифференцированное: рассчитано  на «сильного» и на «слабого» ученика.
  • составление домашней работы для соседа по парте: нужно составить соседу пару заданий аналогично тем, что рассматривались на уроке.
  • творческое: стимулирует познавательную активность, задается на несколько дней вперед.

Плюсы

Главное его предназначение, считают педагоги, в закреплении материала, в приобретении навыков самообучения, чтобы каждый пропустил решение через себя. Домашние задания способствуют переходу знаний обучающихся из оперативной памяти  в долговременную, стимулируют познавательный интерес в детях, желание знать как можно больше. Некоторые педагоги приписывают явлению и более глубинный смысл: домашнее задание - это сохранение неразрывной цепочки "учитель - ученик - родитель", один из моментов передачи опыта между поколениями.

Минусы

В свою очередь противники «домашки» говорят о том, что современные исследования и реальность не подтверждают вышеназванных ожиданий. Есть данные ученых из Университета Дьюка в Северной Каролине, которые в течение 16 лет наблюдали за школьниками и оценивали их успеваемость в зависимости от количества домашней работы. Выяснилось, что количество часов, проведенных за выполнением домашних заданий, никак не сказывается на результатах контрольных тестов. Сам Л.Н.Толстой считая, что домашнее задание  – это испорченный вечер ученика, отменил их в своей Яснополянской школе. Что касается стимулирования желания знать больше, то вряд ли общее для всех домашнее задание по повторению параграфа может этот интерес развить. А уж связь поколений через домашнюю работу - вообще вопрос субъективный, поскольку некоторые родители так «помогают» ребенку, что тот получает немалый нервный стресс. Поэтому, приходят к выводу противники заданий на дом, если предлагать задания, то очень творческие и индивидуальные, или вообще отказываться от них, перестраивая учебный процесс. Например, не тратить времени на уроке на опрос учеников, а посвятить его объяснению большего количества материала и практике.

КОММЕНТАРИЙ

ginСветлана ГИН, кандидат педагогических наук, доцент кафедры акмеологии Гомельского областного института развития образования, учитель начальных классов:

- Нередко родители считают, что домашнее задание – это результат «плохой» работы учителя: то, чего на уроке не успели, задается на дом. Такая ситуация в школах действительно бывает. Хотя зачастую она связана не с низким уровнем профессионализма педагога, а с отсутствием у учителя реальных рычагов управления в классе, и объемное домашнее задание выполняет роль своеобразного кнута.

Что же касается влияния домашней работы на уровень учебных достижений, то известны исследования, результаты которых говорят об отсутствии данной зависимости. И мы это видим: ученик, который на уроке понял тему, легко и просто выполнит задание дома; ученик, который не усвоил объяснения учителя, вряд ли способен разобраться самостоятельно, а благие намерения родственников и издательств, массовыми тиражами выпускающих всевозможные решебники, могут оставить след в тетради, а не в голове…

Поэтому целью домашней работы должно быть не перекладывание нагрузки учителя на плечи детей и родителей, а прежде всего приучение учащихся к самостоятельной работе, причем индивидуальной! То есть домашнее задание должно быть таким, чтобы большинство учащихся владели навыками для его выполнения. Я, к примеру, своим ученикам никогда не предлагала заданий по новой, слабо усвоенной теме - только хорошо знакомый, отработанный материал, и тогда задание действительно «попадает» в детей. Но для того, чтобы так сделать, нужна перестройка не только позиции учителя, но и отношения родителей, которые очень часто детям просто не дают возможности детям учиться самим. А в старших классах, особенно выпускных, подстерегает другая опасность: педагоги не скрывают, что для получения хороших результатов на ЦТ, нужна многочасовая домашняя работа. И сидят наши отличники и день и ночь, и ценой медали нередко становится здоровье, которое потом нигде не купишь…

А если давать «интересные» задания, то очень бы хотелось, чтобы учителя соизмеряли силы и возможности детей со своими требованиями. И в дневники старшеклассников можно было бы ввести графу «планируемое время», чтобы учитель мог обозначить не только содержание домашнего задания, но и примерное время для его выполнения, а суммарный итог позволит сделать вывод о реальности использования здоровьесберегающего подхода…

Если домашнее задание воспринимается как наказание, если сами учащиеся не понимают его ценности и всеми силами стараются «минимизировать» свои усилия, то вряд ли можно говорить о какой-то пользе и значимости. Хотя взять и отменить его тоже не получится: никто «не поймет». Домашнее задание – это традиционная неизбежная составляющая правил игры под названием «школа» (не зря же первоклассники и их родители просто требуют домашних заданий, ощущая в их отсутствии некую ущербность и неполноценность…) Поэтому домашние задания необходимы, другое дело, что нужно совершенствовать формы и методы данной работы, хотя начинать следует не с них. Прежде всего необходимо четко осознать, какой должна быть современная школа, чему и как нужно учить детей информационной эпохи, что может учитель противопоставить Интернету и, самое главное, что на самом деле является показателями результативности обучения: успешность «по жизни» или «по аттестату»…И уже исходя из ответов на эти ключевые вопросы будут изменяться и все остальные  составляющие школьного дела, в том числе и домашние задания.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно