5327

Рабы учёбы. Сколько знаний нужно одному ребёнку

№ 47 от 18 ноября 2014 года 18/11/2014

«В младших классах нагрузка школьника вместе с домашней работой составляет 10 часов, а в старших доходит до 16 и выше», - констатировал Михаил РОКИЦКИЙ, экс-депутат ГД, врач. При этом, по мнению представителей педагогической науки, современные дети гораздо менее эрудированы по сравнению со школьниками времён СССР (и гораздо менее подготовлены к жизни, чем их западные сверстники). А ведь прежде даже в старшей школе не было больше 6 уроков в день.

Но посмотрите на современных детей - уроки порой до 15-16, потом бегом в кружок или на секцию. Все выходные не поднимая головы делают домашние задания. В результате, как подсчитал Владислав КУЧМА, директор НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН, до 100% наших школьников имеют хронический дифицит сна, у 65% можно диагностировать невротизм. Причина - непомерная нагрузка в сочетании с гиподинамией: некогда гулять, уроки делать надо!

Уроки есть - ума нет

Уроки делают, кружки посещают, а ума не прибавляется. В чём же причина? По большей части - в бездарной и непродуманной реформе отечественного образования, которая проводится уже который год. В результате в вопросах, чему и как учить детей, запутались уже и педагоги, и родители. Большинство из нас, желая ребёнку только добра, впихивают в него максимальное количество знаний. Помните, как в детском стишке: «Драмкружок, кружок по фото, а ещё мне петь охота...» Только современным детям, перегруженным и уставшим, уже давно ничего не охота - все желания теперь имеются исключительно у их родителей. Вконец запутавшиеся в рекомендациях, они тащат чадо из фитнеса на гончарное мастерство, по пути забегая на кружок по го (модная настольная игра)... В результате ребёнок, нахватавшись знаний по верхам, так ничем и не успевает овладеть в достаточной степени.

Между тем сегодня в образовании главное не разнообразие (увы и ах, как расстроились бы, узнав об этом, наши предки с их обязательной латынью и нотной грамотой!), а профессиональная специализация. Именно её ставят во главу угла самые известные мировые университеты. «В нашем колледже, - рассказывает Валерия Васильева, студентка колледжа при Нью-Йоркском университете, - никто не станет перегружать тебя историей США или орфографией английского языка, обязательных предметов просто нет! На их изучение не хотят тратить деньги и время. Каждый самостоятельно выбирает специализацию, которая его интересует, но после этого согласует подробности своего спецкурса. Если вам дали добро, это гарантирует, что с вашей специализацией вам помогут найти работу. Безусловно, ученики достаточно узко подготовлены, но в своей области они уж точно профессионалы!» Студентке вторит Петер Бранг, профессор Цюрихского университета: "В Швейцарии лишь 20% выпускников образовательных учреждений среднего звена идут в вузы. Остальные предпочитают овладевать конкретными профессиями - это гораздо более прибыльно и престижно".

А что у нас? Который год сильные мира сего (заметим, люди, от педагогики весьма далёкие) рассуждают и спорят о целесообразности тех или иных школьных предметов. Скажем, спикер Госдумы РФ С. Нарышкин предложил заменить историю курсом «Народы и культуры России» и ввести параллельно «Основы российской государственности и права», дирижёр В. Спиваков - основы музыкальной грамотности, детский омбудсмен П. Астахов - уроки семейной этики... Кто бы спорил: все эти темы очень важны. Но надо ли загружать школьников всё больше и больше, осваивая и так совсем не лишние деньги на образование? Может, стоит один разок остановиться и разобраться: чему мы всё же хотим НАУЧИТЬ подрастающее поколение? Не попробовать ли сперва научить их учиться?

Юлия ТУТИНА

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно