4335

«Вот я в твои годы!». Как бабушкам и дедушкам найти подход к внукам

"Аргументы и факты" в Беларуси № 47. Роскошь в аренду 19/11/2019
  • Совершенно не понимаю, как выстраивать отношения с внучкой. От телефона невозможно оторвать, нарядных вещей не носит. Я в её возрасте уже интересовалась мальчиками, модой, с удовольствием наблюдала, как взрослые на кухне готовят. Как быть? Заставлять её я не хочу, а смотреть, как она тратит юные годы на общение в Интернете, - душа болит. Ольга Ивановна, Минск

Отвечает писательница Тамара ЛИСИЦКАЯ:

Теория поколений вкратце выглядит примерно так:

Поколение Baby Boomers (55-75 лет): - Мы в деревнях одни через лес пешком зимой в школу ходили!

Поколение Х (35-55 лет): - А мы в спальном районе гуляли по три дня, и никто нас не искал!

Поколение Y (15-35 лет) : - Интересно, как можно на «Майбах» в 20 лет заработать?

Поколение Z (меньше 15 лет): - «Зарядка» есть?

 

А теперь подробнее.

Не будем сравнивать!

Смотришь порой на деточку и думаешь: «Ну, как так? Ладно, Ленина не знает, так ведь разговаривает игровыми терминами!» Список претензий к молодому поколению велик: «Вот мы всех соседей в подъезде знали», «А мы домой только переночевать приходили», «Мы в 18 лет уже на рынке стояли» и т. д.

В общем, пустое это все. Скажу банально: все поколения разные.

БЕБИ-БУМЕРЫ

Они появились на свет с сороковых по шестидесятые годы прошлого столетия. Дети Победы. Послевоенное поколение, полное солнца и надежд, голодное и счастливое - его рожали с верой, что все худшее уже позади. Значит, можно заводить детей. И побольше. Далее - суровые аграрные надстройки в одних краях, индустриальные - в других. И вот мы получаем сильного, живучего человека, ориентированного на достижение целей, абсолютно командного игрока, коллективного работника, стахановца, который, однако, четко знает, что после рабочего дня можно отдохнуть и посмотреть футбол. Ну а дамам - на кухню-с.

Это поколение равнялось на Гагарина. Иосиф Кобзон пел ему о том, как надо любить Родину, а Алла Пугачева - о том, как любить себя.

Эти люди знали свое место в заводской иерархии и лучшие грибные поляны в лесу. Они отдыхали по выходным на дачах, прополов всю «картоху», нарубив дров и вычистив сарайчики. Зато награда - шашлык под гармошку или гитару...

Они знали: если есть работа, то есть и деньги, пусть маленькие. Но стабильно. Они ругали на кухнях правительство, но ходили на демонстрации. Просто не хотели потерять эту стабильную работу. Умели сами шить одежду.

Это поколение строгих правил и норм, постоянного общения, дружбы, братства, табу, правил, намеков, распорядков дня... И оно же - невероятно стойкое, просто несгибаемое. Люди, рожденные после Победы для побед. Они еще повоюют!

ПОКОЛЕНИЕ Х

Это дети лучезарных «беби-бумеров». Они появились примерно в период 1963-1983 гг. Их также называют «детьми с ключом на шее». Эти «пупсы» начиная с первого класса тащились домой сами, разогревали еду, наготовленную с шести утра победоносной несгибаемой мамой, самостоятельно до вечера возились с уроками, одни где-то гуляли. Ведь их родители были полностью заняты советским производством. Вот и росли «иксы», как трава у бордюров.

Это поколение одиночек. Мало того что они одни шатались по темным подворотням девяностых, на них еще хлынуло все то прекрасное и ужасное новое - от перестройки до НЛО, от заряженной Кашпировским воды до первых иномарок, от Мишки Япончика до Мавроди, от расстрела Белого дома до «Мумий Тролля».

Это поколение было примято полным изменением среды. Как тут остаться в своем уме, когда у тебя в руках «родился» и «умер» пейджер? А первый Интернет? Жужжащие модемы... Первые дикие «мобилы»... Главная мечта школьников - стать киллером или «интердевочкой». Не мы были такие - время такое...

Итог: поколение Х было сбито с ровного советского курса. Куда идти работать при диком капитализме, как жить, чем красить волосы, чтобы было как у Ветлицкой?

Это поколение, не очень желающее обзаводиться детьми. Как тут рожать? Как тут в семье жить? Разводы среди молодых - на пике. Денег нет, зато по видеомагнитофонам показывают «Рэмбо». Они страстно хотели джинсы. И до сих пор в них ходят.

Это поколение, рассчитывающее на себя и на крепкий кулак босса. Это люди, которым всего мало - образований, стрессов, а главное - работ. Им бы побольше разных работ, чтобы успеть орехов в дупло на черный день запасти. Пусть по чуть-чуть, зализывая раны от бандитских пуль... Им нужны своя квартира в центре и большая черная машина.

«Иксов» часто называют последним доинтернетным поколением.

ПОКОЛЕНИЕ Y

Это дети сумрачных «иксов». Они появились на свет приблизительно с 1983 по 2003 год. Их называют «миллениалами», «сетевым поколением» и «поколением большого пальца», поскольку sms они именно так набирали, вместо того чтобы покорно родителей слушать за столом.

Это поколение людей, любящих роскошь и вещи. О, они видели, как «убивались» бабушки и дедушки, чтобы добыть вещь, а родители - чтобы добыть деньги. И поняли, что вещи и деньги - это очень важно, иначе из-за чего вся «буча» 90-х? Почему родители вечно пропадали на пяти работах? За кого выходит замуж героиня Джулии Робертс в «Красотке»?

Это поколение людей, нуждающихся в быстром успехе, в большой зарплате. Иначе им тревожно. Им сразу нужен хороший офис. И продвинутая, умная команда, которая может и миллион заработать, и «потусить». Их воспитывали добрые и устойчивые советские бабушки, пока мамки бегали в поисках работы. Именно поэтому они совсем не спешат обзаводиться семьями. Им надо что-то надежное и «олдскульное» - не такое, как у родителей (ведь половина из них живут или в неполных семьях, или в семьях второго и третьего брака).

Еще их называют «поколением Питера Пэна» - они не хотят взрослеть так быстро и грубо, как взрослели в лихие девяностые их родители. А еще на их долю пришлись мировые финансовые кризисы первого десятилетия 2000-х, которые рано подрезали им крылья.

Они разбираются в искусстве и еде, любят поговорить - им в детстве этого не хватило. Они легко взламывают компьютерные коды и хотят встречать Новый Год вместе с семьей. Они - суперсплав старой и новой эпох. Им нужны своя маленькая душевная компания и дом с хорошим дизайном. А если не дом, то можно и с родителями пожить.

ПОКОЛЕНИЕ Z

Это дети красивых «игреков», рожденные, допустим, начиная с 2003-го.

«Дети со встроенной клавиатурой», «homeland generation», «домоседы».

Они с рождения знают, как включить-выключить любой гаджет. Это полностью цифровое поколение.

Они знакомятся в Сети, строят виртуальную карьеру уже в детском саду и собирают «лайки» пачками. Их не выгнать на улицу. Фактически они тоже немножко одиночки, но у них уже в три года есть по сто подписчиков.

Поколение Z еще не начало работать, но - если верить опросам социологов - это будущие фрилансеры. Их жизнь не ограничена стенами квартиры - зачем им дом, если они общаются со всем миром? Их не волнуют деньги и карьера (в их возрасте дедушки уже хотели покорять космос, а папы - стать киллерами или купить «Майбах»). Они будут жить там, где захотят, где звездолет остановится. Главное, чтобы там был Интернет. Им не нужны бренды, чтобы доказать свою значимость. За них это сделало поколение Y, хватит.

Они любят всех родных... кто не мешает им исследовать мировые глубины Сети. Они много стреляют в компьютерных играх, но резко выступают против войн в «реале».

Они прекрасные, умнейшие, творческие дети, которые не знают, что такое «казаки-разбойники». И никогда не узнают, поскольку найти спрятавшегося друга всегда можно будет с помощью какого-то нового приложения...

И это не беда и не порок. Это время.

*  *  *

...А теперь вернемся к вопросу читательницы Ольги Ивановны: 

Привить одному поколению традиции другого не получится.

Ломать своими воспоминаниями, требовать: «Шоб как у нас!» - бессмысленно.

А лучше, не споря, посидеть за шашлычком в большой компании «беби-бумеров»... обнять и почесать за ухом измотанного «икса»... попросить «игрека» помочь в выборе фасона бороды...

И дать, наконец, «зарядку» «зету»!

P.S. Но на дачу - обязательно!

ЦИТАТА в ТЕМУ

Ценность семьи будет только расти, потому что люди все больше и больше живут дома. Удаленная работа и развитие доставки возвращает нас по домам. Сейчас люди живут дома и ставят свои отношения с домашними на первый план. Это чем-то напоминает традиционное общество: изба и прялка, только вместо прялки у нас компьютер.

Екатерина Шульман, политолог и публицист

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно