4277

Выход из конфликта. На вопросы читателей ответил школьный психолог

"Аргументы и факты" в Беларуси № 05. Курс на восточную Европу 31/01/2017
Считается, что на роль медиаторов нельзя готовить отличников. Для этой цели приглашают «трудных подростков».
Считается, что на роль медиаторов нельзя готовить отличников. Для этой цели приглашают «трудных подростков». shutterstock.com

На эти и другие вопросы читателей во время прямой линии в пресс-центре «АиФ» ответил старший преподаватель кафедры психологии Могилевского государственного университета им. А. А. Кулешова, член Всероссийской ассоциации восстановительной медиации Арсений ДЖАНАШИА.

  • Есть ли в Беларуси школьные медиаторы? Может ли быть медиатором школьный психолог? Ирина Л., Гродно

- Проект по внедрению медиации в качестве школьной службы примирения впервые был запущен на базе Боровлянской средней школы в 2014 году. В преддверии этого события в течение года проходила подготовка детей и учителей, чтобы они в школьных конфликтах выступали в качестве посредников.

К слову, дети - лучшие посредники, чем учителя. Более того, в Америке, например, считается, что на роль медиаторов нельзя готовить отличников. Для этой цели приглашают так называемых «трудных подростков», имеющих проблемы с поведением и учебой и, соответственно, более богатый социальный опыт. Для них конфликтная ситуация не является чем-то непонятным, с чем они не имели дела. Безусловно, чтобы заниматься медиацией, нужно освоить специальные технологии и изучить правила, которым нужно следовать. Важно придерживаться принципа нейтральности, не занимать ничью сторону. 

Насколько я знаю, обсуждение предложения, чтобы в наших учебных заведениях появилась такая служба, как школьная медиация, ведется. В каком виде она будет существовать, пока неизвестно: возможно, в формате детского клуба, где дети смогут научиться основам конфликтологии. Также важно решить вопрос преемственности, потому что в той же Боровлянской средней школе дети, участвовавшие в проекте, уже окончили учебное заведение, и теперь нужно готовить тех, кто придет им на смену.

Что касается школьного психолога, если он обладает компетенциями медиатора, то может выступить в качестве посредника.

Кропотливая работа

  • Сегодня, как мне кажется, учителей поставили в сложное положение: строгость проявлять нельзя, а то дети обидятся. Но как быть, если перед тобой не один трудный ребенок, а целый класс не умеющих себя вести подростков? Бояться, что за замечание они на тебя набросятся с ножом? Елена Ивановна, Минск

- Микроклимат в классе в большей степени зависит от учителя, и это не должно быть для него проблемой: в университете будущие преподаватели изучают психологию и педагогику, учатся развивать педагогическую зоркость, наблюдательность, которые позволяют обращать внимание на изменения в поведении и эмоциональном состоянии учащихся и т.д.

Если между учениками и учителем сложились напряженные отношения, непонимание, то это повод задуматься, почему так случилось. Попытка найти правильное решение может стать основанием, например, для внедрения развивающей программы, коррекционных действий, от которых, конечно, не стоит ждать сиюминутного волшебного эффекта, что дети моментально станут «шелковыми». Но, если учитель попытается стать для детей «своим», сможет добиться доверия, это поможет наладить с ними контакт. Много объективных причин, таких как неблагополучная семья, плохое окружение, не способствуют тому, чтобы поведение ребенка было положительным. И учитель в такой ситуации мало что может сделать. Но, повторю, если удастся войти в доверие к такому ребенку или целому классу, это будет маленькая победа, позволяющая влиять на изменение поведения учащихся.

- На практике все, что вы говорите, сложно внедрить…

- Я могу поделиться с вами историей из своего личного педагогического опыта. Когда я работал по экспериментальной программе в одной из школ Минска в качестве школьного психолога, в мои функции входило проводить с учениками классные часы. Коллеги «благословляли» меня, чтобы я вышел живым после общения с детьми. Действительно, при нашей первой встрече с учащимися в классе стоял такой гам и шум, что было бесполезно о чем-то говорить. Но к концу четверти оказалось, что ребята даже ждут классных часов и стараются их не пропускать. Как удалось этого достичь? Я не только разговаривал с учениками на заданные темы, но и предлагал им высказаться по тем вопросам, которые их волнуют. Поскольку в классе всегда было шумно, я старался подбирать такие формы работы, которые позволяют пообщаться, поспорить: мы делились на группы и обсуждали разные темы, волнующие подростков. Например, как поступить, если тебе предлагают покурить, а ты не хочешь, или как себя вести, если тебя провоцируют на драку. В конце учебного года другие учителя стали замечать, что по крайней мере на уроках в этом классе дети стали вести себя тише, хотя на переменах все так же галдели и бегали. Часть учеников стала учиться лучше.

Развитие детей

  • Воспитательница, которая работает в группе сына, слишком вольно обращается со словами, может прикрикнуть. Можно ли как-то объяснить ребенку, чтобы он не реагировал? Ольга, Минск

- В таком возрасте дети бурно развиваются интеллектуально, и воспитатель для них в определенной степени служит образцом в плане речи, поведенческих стереотипов. Поэтому ребенок может скопировать его поведение, но может и не принять его, если поведение воспитателя не совпадает с поведением его родителей. Что можно предпринять? Попробовать объяснить ребенку, что взрослые люди иногда используют слова, которых лучше не употреблять, потому что они некрасивые.

  • Ребенок пяти лет тяжело переживает, когда кто-то делает что-то лучше него: быстрее одевается в детском саду, обгоняет на улице. Он кричит, что другие дети плохие. Как объяснить, что с ним не соперничают? А. Ляховец, Витебск

- Это хорошо, что ребенок стремится быть в чем-то первым, лучшим. В этом возрасте проигрыш воспринимается остро, как неудача, и может вызвать агрессию или бурные эмоции. Поэтому надо запастись терпением и ежедневно разговаривать с ребенком, объяснять ему, что не все могут быть первыми и не всегда. Если что-то не получилось сегодня, получится в следующий раз. Помогут совместные занятия физкультурой, подвижные игры.

  • Младший брат, который учится в 11-м классе, совсем отбился от рук. Учиться стал хуже, покуривает, дома иногда не ночует. Воздействовать на него бесполезно. Как быть? Н., Жодино

- Такое поведение похоже на протест против запрета, строгости, ограничений. Как правило, чем сильнее ограничивают подростков, тем упорнее они пытаются противостоять. В такой ситуации можно ослабить какое-нибудь ограничение, перестать использовать сравнения не в пользу ребенка, не упрекать его. Поскольку слышать укоры обидно, в ответ хочется сделать что-нибудь плохое. Первый шаг, который лучше всего предпринять, - поговорить в спокойной обстановке. Речь не идет о том, чтобы снять все ограничения, но какие-то права ребенка нужно признать, дать ему возможность принимать некоторые решения самостоятельно.

  • Внук перешел в пятый класс и стал намного хуже учиться. Что могло стать тому причиной? Тамара Вячеславовна, Несвиж

- Это типичная ситуация, когда у ребенка, перешедшего из младшей школы в среднюю, снижается успеваемость. В младшей школе преподает один учитель. В средней и старшей - разные педагоги, которые более серьезно оценивают знания и предъявляют к учащимся более высокие требования. Вкупе с адаптацией это может вызвать негативное принятие новых учителей. Возможно, должно пройти время, чтобы ребенок привык к новым учителям и у него все наладилось. Вместе с тем нельзя пускать ситуацию на самотек, чтобы у ребенка не сложилась психология «плохого ученика», двоечника. В этой ситуации нужно быть заодно с ребенком и поддерживать его.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно