5133

Я сам! Как вырастить самостоятельного ребенка

Время с запасом

На уроки хореографии пятилетнюю Катю приводит бабушка. В раздевалке девочка тут же плюхается на стул, а бабушка расстегивает ей пуховик, снимает рейтузы и сапоги, затем надевает на нее купальник с юбочкой и застегивает бальные туфельки. Все это время девочка, словно кукла, восседает на лавке, не делая ни малейшей попытки самостоятельно раздеться. После занятий ситуация повторяется: Катя позволяет бабушке одеть себя. Только, разгоряченная танцами, она уже не сидит покорно, а елозит на стуле, болтает с подружками и торопит бабушку: «Быстрее одевай, я хочу есть».

И эта ситуация не единичная. Практически всех дошкольников, а иногда и младших школьников одевают-раздевают взрослые. «Мы это сделаем быстрее и лучше, а ребенок будет сам переодеваться, когда подрастет», – так кажется взрослым, и они не задумываются, что навык завязывания шнурков и застегивания пуговиц не появляется сам по себе. Этому надо учить.

Психологи в один голос утверждают: в 5–6 лет ребенок должен уже сам одеваться и раздеваться. Это значит, что уже лет с трех надо учить всем премудростям этого процесса и не отнимать у малыша инициативу, если он хочет сам застегнуть курточку или надеть брюки.

Боитесь, что все делается медленно и вы везде опоздаете? Выход простой: оставляйте на одевание время. Начинайте дома одеваться раньше. Приходите на занятия или в садик с запасом времени, чтобы его хватило на самостоятельное раздевание.

Забывчивые дети

«А у меня пластилина нет. Мама забыла его положить», – сообщает на уроке технологии Миша. Он учится во втором классе, но рюкзак ему собирает мама. Как и многим его одноклассникам. Ведь учительница на собрании каждый раз подчеркивает, что дети еще маленькие и собирать портфель должны родители.

Между тем школьники, даже в первом-втором классе, по определению уже не настолько маленькие, чтобы не могли сложить вещи для школы. Родители могут – и должны – лишь проконтролировать этот процесс. Попросите школьника сверить содержимое рюкзака с расписанием, настаивайте, чтобы все было собрано накануне. А если чего-то нужного на уроке не оказалось – это промах самого ребенка.

Если к этому не приучить с самого начала, ребенок так и будет постоянно все «забывать» и перенесет эту забывчивость во взрослую жизнь.

Учимся говорить

Вовка учится в шестом классе. В каникулы семья собралась поехать отдыхать, и родители поручили ему взять справку из школы – для получения визы. Но первый же вопрос в канцелярии: «Зачем тебе справка?» – сбил его с толку, и он ушел ни с чем. На следующий день за справкой в школу отправилась мама, хотя ничего сложного в этом действии не было. Просто мальчику надо было внятно объяснить секретарю, что ему надо.

«Беда многих детей сегодня в том, что они не умеют ясно излагать свои мысли и просьбы, – считает психолог Надежда ДАНИЛОВА. – Конечно, отчасти могут мешать застенчивость или закомплексованность. Но все же основная проблема в том, что детей не научили общаться со взрослыми в различных ситуациях». А если ребенок не может сказать о своей проблеме, то он не сможет и решить ее. Например, школьник опоздал на урок по уважительной причине, но сам объяснить ситуацию не может. Звать на помощь маму? Да, подчас подтверждение родителей требуется, но оно все же вторично. В первую очередь разрулить ситуацию должен сам школьник.

Не ограждайте от забот

Сегодняшние родители настолько ограждают детей от всех бытовых забот, что те могут не знать элементарных вещей, о которых прекрасно были осведомлены их сверст­ники лет тридцать назад.

Дети могут разбираться в современных электронных устройствах, но даже не представлять, как, скажем, оплатить пользование Интернетом. Они ездят отдыхать за границу, но не могут взять справку в школе. Знают, что такое курс валют, но забывают посчитать сдачу в продуктовом магазине и даже не представляют, сколько потратили денег на молоко и хлеб.

Психологи советуют: не пытайтесь абсолютно все домашние дела выполнять сами, наверняка, что-то может сделать ваш ребенок. Лет с десяти он вполне может самостоятельно ходить в магазин покупать продукты по списку. Только приучайте его отчитываться о сдаче, чтобы он знал цену деньгам.

Вовлекайте в домашние заботы, давайте разные поручения. Не ленитесь объяснять ребенку, что и как он должен сделать, и не ленитесь потом выслушивать, как ему это удалось. Только так можно научить ребенка самостоятельности. По-другому не получится.

 

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно