Ловушка эволюции
Почему многие покупают котлеты, пельмени и иные полуфабрикаты – разве они вкуснее домашней еды? Почему пьют чай в пакетиках, он же хуже листового? Многие семьи уже ничего не готовят дома, а только разогревают полуфабрикаты. Эта пища зачастую невкусна и неполезна, но так им удобнее. И эту вредную модель пищевого поведения наследуют их дети и внуки.
Очень много в этом смысле вредит реклама: мультики часто выглядят как рекламные ролики, а сами ролики притягательны, как мультики. Детские продукты – реклама и еда в одном флаконе: игрушки и прочие мультяшные прибамбасы продают в наборе со сладкой и жирной едой – с пустыми калориями, красителями, ароматизаторами и прочими добавками. Такая дешёвая еда обязательно понравится ребёнку, ведь сладкий вкус очень коварен.
«Эволюционно со сладким вкусом у нас связаны положительные эмоции, – объясняет президент Российской диабетической ассоциации, врач-психоэндокринолог Михаил БОГОМОЛОВ. – Ведь он говорит о зрелости плодов, их пригодности в пищу. Кислые плоды ещё незрелы, а горькие уже подпорчены. Привыкание к сладкому (и, кстати, к солёному тоже) происходит быстрее, чем к горькому и кислому. Это помогает формированию неполезных вкусов. И тут природа сыграла с нами плохую шутку. Исторически это было не так вредно, как сейчас, ведь природная сладость продуктов была умеренной. Ситуация резко изменилась только в ХХ в., когда сахар и соль стали дешёвыми и доступными. Производители начали повышать градус сладости и солёности продуктов, что привело к резкому росту их потребления. Сегодня это главнейшая медицинская проблема. Изменить любовь к такой пище очень тяжело. Есть знаменитое выражение: «Легче поменять вероисповедание, чем пищевые привычки». И это недалеко от истины».
С молоком матери
Когда лучше начинать формировать вкус ребёнка, чтобы он потом не боролся с вредными привычками всю жизнь? «Ещё в утробе матери», – говорят французы, считающиеся нацией гурманов. Мы, конечно, над этим посмеиваемся. А зря.
В последние 20 лет учёные доказали, что надо поступать именно так. Вкусовые предпочтения начинают формироваться уже у плода, и понятно, как это происходит. Продукты, которые употребляет беременная, влияют на вкус амниотической жидкости, в которой плавает плод и которую он заглатывает. Показательно, что потом, когда ребёнок начинает получать прикорм и потреблять новые продукты, он предпочитает те, которые мать чаще всего ела во время беременности. Это доказано не только для вредных сладостей, жирностей и солёностей, но и для полезных овощей, фруктов, чеснока, специй и т. д.
Следующий важнейший этап формирования вкуса – грудное вскармливание. То, что ест мать в это время, потом будет любить и ребёнок. Он буквально всасывает вкусы с молоком матери. Это тоже научный факт. Если кормящая мать ела полезные фрукты, ребёнку они тоже будут нравиться. Правильно и обратное: если мать не ела фрукты, ребёнок их не любит. Так же бывает и у детей на искусственном вскармливании – у них нет возможности получать информацию о полезных продуктах с материнским молоком.
Учёные считают, что память о вкусе продукта у ребёнка сохраняется надолго и влияет на его пищевое поведение всю жизнь. Правда, не исключено, что он полюбит ещё и вредности. Даже ребёнку с хорошим вкусом трудно устоять перед агрессивной рекламой и сверстниками, навязывающими своим примером плохой вкус (это мощный канал влияния).
Родителям нужно много трудиться и дальше, чтобы сохранить правильные вкусовые предпочтения, заложенные в ребёнка. И для этого они должны сами питаться правильно, создавая здоровую пищевую среду вокруг него. Но это окупится здоровьем детей – став взрослыми, они будут устойчивы к вредным продуктам и, даже пробуя их эпизодически, не станут зависимыми от них.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть