34428

Школьник: на чём сидеть, что есть и сколько спать

№ 36 от 8 сентября 2010 года 08/09/2010

Ноутбук не для первоклашки

По данным Научного центра здоровья детей, среди первоклассников близорукость имеют от 2 до 5 % учащихся, в старших классах - уже 25-30 %. Основные причины - недостаточное освещение, неправильные парты (с горизонтальной, а не наклонной плоскостью) и зрительные нагрузки. Чтобы помочь ребёнку сохранить зрение, «запасите впрок чернику, но не в виде варений и джемов, а перетерев её с сахаром или заморозив, поскольку после термической обработки она теряет полезные вещества. В день надо съедать хотя бы десертную ложку черники», - советует Марина МИНАЕВА, врач высшей категории, офтальмолог ГНИЦ профилактической медицины.

Обязательна нужна гимнастика для глаз (комплексы гимнастики можно найти в книгах или спросить у детского офтальмолога). В идеале гимнастику нужно делать два раза в день. Дело в том, что у детей очень слабые глазные мышцы, которыми человек работает попеременно, глядя то вблизь, то вдаль. Если наступает спазм, то мышцы внутри глаза не «переключаются», не расслабляются и ребёнок не может свободно смотреть вдаль или, наоборот, плохо видит вблизи. Нужно стараться избегать этой ситуации. Прежде всего нужна общеукрепляющая терапия, курсами весной и осенью давайте витаминные препараты. Первоклашек, а также детей, страдающих вегетососудистой дистонией, имеющих плохую наследственность, перенёсших заболевания, сопровождавшиеся высокой температурой, надо показывать окулисту по окончании каждой четверти. Если выявляется спазм, то на период каникул назначается лечение.

Владислав КУЧМА, профессор, директор НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦ здоровья детей РАМН, считает, что в младших классах ребёнок должен проводить за компьютером минимум времени и в любом случае он не должен пользоваться ноутбуком. «Расстояние же от глаз ребёнка до монитора должно быть не менее 50 см, а оптимально - 60-70 см, а как это можно обеспечить при работе с ноутбуком, если рост ребёнка 130 см? Гигиеническими требованиями не допускается жёсткая связь клавиатуры с монитором».

Кресло босса не подходит

«Лучше, если ребёнок будет сидеть за обычным стулом, а не на вращающемся кресле, - говорит Пётр ХРАМЦОВ, завлабораторией новых технологий НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков. - Дело в том, что возможность вращения кресла вокруг вертикальной оси способствует «скручиванию» туловища и создаёт неблагоприятные условия для позвоночника. Длительные, постоянно повторяющиеся вращательные движения противопоказаны детям, имеющим склонность к сколиозу (искривлению позвоночника). Кроме того, кресло на колёсиках позволяет легко перемещать его, а значит, все время меняется расстояние до столешницы. Дети в итоге часто сидят сгорбившись.

«Сидя за столом, ребёнок не должен наваливаться на него, расстояние от груди до стола должно быть 10 см или хотя бы размер кулака ребёнка, - говорит Борис ГУСЕВ, врач-ортопед, профессор. - Хорошо, если парта будет немного наклонная. Ноги должны быть на полу или подставочке, не болтаться. Спиной надо опираться о спинку стула. Оба локтя на столе. При чтении и письме расстояние от глаз до стола должно быть 30-35 см (для проверки можно ставить вертикально руку на стол: локоть на столе, ладонь на уровне глаз). За столом надо сидеть прямо, не подгибая под себя ногу, не наклоняясь вбок, не свешивая одну ногу с другой стороны стула и т. п. - всё это пути к сколиозу. Если дома ребёнок сидит за обычным, взрослым столом, который не подходит ему по росту, положите на стул доску или твёрдую подушку. Передний край стула должен быть задвинут под стол на 3-4 см. Каждые 20-25 минут надо вставать из-за стола и делать небольшие упражнения (поприседать, потянуться, покрутиться, потанцевать и т. п.).

Очень полезно ребёнку заниматься плаванием, потому что оно развивает и укрепляет мышцы, исправляет нарушение осанки, повышает общую выносливость организма».

«Пусть думает, что он - звезда!»

Помимо физического здоровья не менее важно позаботиться и о психологическом комфорте ребёнка, идущего в школу. Ведь именно утомление и нервное напряжение нередко запускают болезни.

«Школа для ребёнка - большой стресс, - говорит Анна АУТЮНЯН, психолог-консультант, специалист по детско-родительским отношениям, - поэтому не нагнетайте излишне обстановку, без конца повторяя ребёнку: «Ты теперь взрослый, должен хорошо учиться, слушаться учителя» и т. д. Ребёнку в это время очень нужна ваша поддержка, а не нравоучения. Ведь даже если он ждал того момента, когда станет наконец первоклассником, первое время ему всё равно нужно будет адаптироваться в новом коллективе, научиться выполнять новые требования. Не навязывайте ему сразу жёсткий режим. Если ребёнок - «сова», дайте ему поспать лишние 10-15 минут, не «ломайте» его, заставляя делать утреннюю зарядку и обливания. Но и не потакайте, принося завтрак в постель, одевая и умывая его. Одна из самых главных ошибок родителей школьников - требовать от них невозможного. Дети, которых постоянно заставляют выполнять задания, намного превышающие их способности и уровень развития, теряют веру в себя, начинают считать себя неудачниками и бездарями, и обучение в школе превращается для них в настоящее мучение. Вы должны разумно оценивать, на что способен ваш ребёнок, и… требовать чуть больше. Но очень аккуратно, чтобы не спровоцировать обратный процесс, когда ребёнок начинает думать: «Я всё равно не достигну этого, так зачем стараться?» И обязательно хвалите за успехи.

Не перекладывайте на ребёнка свои страхи. Вам страшно оставить его одного в классе? Как правило, дети, которые уже ходили в детский сад, на какие-то занятия, не привязаны к маминой юбке и легко справляются с такой «разлукой». Не бойтесь, что ребёнок, возможно, не станет в чём-то первым. Объясните, что на самого умного всегда найдётся более умный, а на самого сильного - более сильный. Он первый там, где он это заслужил. Но лучше всё-таки, когда ребёнок думает, что он «звезда» (даже если это не совсем так), чем понимает, что он никудышный и никчёмный».

Подготовили Юлия БОРТА и Юлия ЭКАРЕВА

Оставить комментарий (0)