45314

Когда и какой автомобиль лучше покупать? Советы экспертов

№ 33 от 18 августа 2010 года 18/08/2010

Напомним, что в июле этого года было отложено увеличение пошлин на ввозимые в Беларусь автомобили для физических лиц. Таким образом, подержанные машины летом подешевели, а новые в автосалонах, как и раньше, почти не продаются.

УЧАСТНИКИ:
33_34_demidovich  Александр Демидович, руководитель отдела маркетинга импортера Volkswagen в Беларуси   «Атлант-М Фарцойгхандель»
 33_34_matusevitch Владимир Матусевич, директор ООО «Хёндэ АвтоГрад»
 33_34_Romanchuk Сергей Романчук, директор ООО «Автохаус Мегаполис»
 33_34_Smirnova Елена Смирнова, заместитель начальника Управления розничных продуктов ЗАО «Банк ВТБ (Беларусь)»
 33_34_Filipovich Александр Филиппович, начальник Управления розничных продуктов и маркетинга Департамента розничного бизнеса ЗАО «АКБ «БЕЛРОСБАНК»

 

Снова серые схемы?

  • «АиФ»: - За 5 месяцев 2010 года объемы импорта новых автомобилей юридическими лицами упали в 5 раз по сравнению с прошлым годом. Есть ли в таких условиях будущее у автодилеров в Беларуси?

Александр Демидович: - Действительно, продажи у нас сильно упали, и в выигрыше сегодня остаются лишь те бренды, у которых в клиентском портфеле большая доля юридических лиц. Это можно сказать о «Шкоде», «Саманде», Volkswagen. Но есть и так называемые бренды-лузеры, у которых доля юрлиц существенно ниже, и им приходится очень трудно. Насколько я знаю, несколько брендов сегодня вообще находятся на грани ликвидации либо они выставлены на продажу.

Владимир Матусевич: - Беларусь сегодня возвращается к подзабытому понятию «серый импорт». Разница цен на новые автомобили у юрлиц и физлиц дала толчок развитию этой нелегальной деятельности. Поэтому сегодня, вместо того чтобы продавать машины, автосалоны лишь невольно консультируют так называемых «серых дилеров». К нам под видом покупателей приходят перегонщики, консультируются по новым машинам, а потом едут за границу и покупают эти машины самостоятельно. Мы же остаемся ни с чем.

Ведь из-за «серых дилеров» за рубеж вывозится валюта, от чего Беларуси - только убыток. Известно, это было вызвано вступлением Беларуси в Таможенный союз. Но в Казахстане, например, который оказался в такой же ситуации, после обращения их автомобильной ассоциации рассматривается вопрос уравнивания пошлин на новые автомобили. Так, на  автомобили до трех лет предлагаются одинаковые таможенные пошлины  для юридических и физических лиц. Если старше трех лет, - используются дифференцированные  ставки. Если в Казахстане примут это предложение, может быть, это подтолкнет и наших законодателей принять аналогичный закон...

  • «АиФ»: - Кроме этого предложения есть еще какие-либо варианты стабилизации авторынка?

А. Д.: - Мы не питаем иллюзий, что пошлины вернутся на прежний уровень, потому что в отличие от Казахстана, который энергетически независим, у нас нет энергетического козыря. А потому мы будем вынуждены принимать условия России. Одно из предложений Белорусской автомобильной ассоциации - формирование на территории Беларуси таможенного склада автомобилей. Механизм следующий: автомобиль ввозится на территорию Беларуси и поставляется на таможенный склад с растаможкой на физическое лицо. И в зависимости от того, кто является конечным покупателем, с этого склада автомобиль отгружается уже по растаможенной ставке либо с доплатой таможенных пошлин для юрлица. Это позволит всем официальным дилерам работать абсолютно легально, без искушения перехода на серые схемы.

Особенно большое искушение перейти на серые схемы у мелких игроков рынка новых авто, продающих 5-7 машин в месяц: им хоть как-то надо выживать. К сожалению, идея таможенного склада, которая бродила еще в начале года, серьезно не рассматривалась. Мы понимали, что пошлины будут только до 1 июля, а потому экономической подоплеки для этого коммерческого проекта не было. Поскольку повышение ставок для физлиц отложено еще на год, по линии БАА направлены письма в поддержку этого проекта. В них четко расписан механизм, в том числе логистический, доставки автомобиля на таможенный склад. Пока ответа нет.

В.М.: - Надежда осталась только на юридических лиц, которые  будут обновлять свой автопарк, ведь физические лица, которые хотели у нас купить машины, уже купили их за границей.

Крен на бу

  • «АиФ»: - Могут ли в сложившейся ситуации банки поддержать автодилеров своими кредитными предложениями?

Елена Смирнова: - Несомненно. Большинство банков, представленных на рынке автокредитования, создают партнерские программы с одним или несколькими автодилерами. Сейчас мы начинаем плотно работать с одним из автодилеров, и в конце лета у нас появится новая партнерская программа. Безусловно, кредит по новой программе будет еще более выгодным для клиентов.

  • «АиФ»: - Упали продажи автомобилей, соответственно, и потребность в кредитах сегодня меньшая. Насколько она сократилась?

Е.С.: - Если говорить об автокредитах как таковых (с целевым использованием и безналичным перечислением средств на счет продавца), то, несомненно, в сравнении с прошлыми годами выдачи сократились. К примеру, в настоящее время мы выдаем порядка 40 автокредитов в месяц во всех отделениях банка. Это весьма низкий показатель. Ранее только один из наших офисов в Минске кредитовал 400 клиентов ежемесячно! Сегодня наиболее популярные автомобили – стоимостью до 10 тыс долларов и возрастом 7-12 лет. Вместе с тем мы понимаем, что возросший спрос на подержанные авто подхлестнул и спрос на кредиты, предоставляемые наличными деньгами, выдачи которых за последний год в нашем банке возросли в несколько раз.

Александр Филиппович: - В условиях, когда дилерам работать достаточно трудно, почти все банки, плотно работающие в этом сегменте кредитования, имеют свои партнерские программы. Все стараются поддержать своих клиентов, сделать скидки, спецусловия для покупателя автомобиля определенного дилера.

В прошлом году за этот же период времени отношение кредитования новых и подержанных автомобилей было 50% на 50%. А в этом году на новые автомобили приходится только 14% сделок. Крен резко ушел в сторону бу машин. Их покупку в этом году мы кредитовали столько же, сколько и в прошлом, а новых - в 6 раз меньше. И это при том, что ставки практически вернулись к докризисному уровню. В этом году ставки по кредитам в белорусских рублях практически эквивалентны ставкам прошлого года в долларах -  14-18%.

Средняя сумма кредита на покупку авто упала. В прошлом  году она была 10 тыс долларов, в этом -  6. Это связано не только с падением уровня авторынка, но и с не восстановившимся уровнем платежеспособности наших граждан. Они уже более осторожно берут кредиты, взвешивают свои возможности, поскольку кризис всех многому научил.

Покупатель - король

  • «АиФ»: - Как обстоят дела в автохаусах? Вы - единственные, кого изменения не затронули.

Сергей Романчук: - Изменения у нас произошли, но в положительную сторону. За последние несколько лет белорусы привыкли к хорошим машинам и доступным ценам на них. Мысль о том, что придется платить вдвое больше за старый автомобиль, никого равнодушным не оставила. И с августа прошлого года автолюбители старались купить авто, поменять его на другое. Заказывали за границей, охотно брали кредиты. В ответ на спрос физическими лицами в Беларусь было ввезено огромное количество автомобилей с пробегом. Рынки сейчас забиты до отказа. Автосалоны по продаже автомобилей с пробегом заполнены - свободных мест нет. И покупатель сегодня - король. Ему есть из чего выбирать, банки готовы кредитовать его покупку. По-моему, это идеальное время для покупки автомобиля.

  • «АиФ»: - Действительно ли подержанные автомобили сильно подешевели?

С.Р.:- В начале июня цены на машины начали снижаться. И упали на 10-15%. Произошло это не только потому, что стало известно о неповышении пошлин. В первую очередь, на ценах отразилось снижение курса евро. Себестоимость автомобилей, пригнанных из Европы, снизилась. Естественно, все продавцы отреагировали на это снижением цен. Кроме того, лето - это не автомобильный сезон.

Снижение цен приостановилось, как только евро стал расти по отношению к доллару. Сегодня ситуация спокойная, нет особого ажиотажа, спало напряжение от ожидания взлета цен. Но продавцы не торопятся снижать цены, тем более продавать в убыток. Продавцы ждут осени и оживления покупательского спроса, которое обязательно будет.

Я хочу напомнить, что некоторые, купившие машины во время прошлогоднего ажиотажа, уже к сентябрю текущего года захотят сменить автомобиль. Возможно, осенью цены будут немного ниже. В первую очередь это коснется машин дороже 12 тыс долларов, в некоторой мере - от 6 до 12, и не думаю, что изменятся цены на машины дешевле 5 тыс долларов.

  • «АиФ»: - Продавцы подержанных автомобилей надеются на оживление рынка осенью. А чего ждут автодилеры новых авто?

В.М. - Уравнивания ставок. Дифференцированный подход в вопросе таможенных пошлин для юрлиц и физлиц помог бы и  государству, и автодилерам.

А.Д.: - Известно, что в мировом сообществе разрабатываются программы по обновлению и стимулированию автопарка. У нас сложилась такая парадоксальная ситуация, когда мы не то что не стимулируем обновление автопарка, а, наоборот, создаем дополнительные препоны для этого процесса. И вместе с тем вводим в рамки закона серый импорт автомобилей. И все официальные поставщики, которые работают по прозрачным схемам, остаются не у дел, существуют на грани выживаемости. Нам хотелось бы донести до людей, которые принимают решения, что пришло время их принимать, не надо ждать 1 июля следующего года.

Запчасти дешевеют

  • «АиФ»: - Сегодня автодилеры выживают только за счет сервиса?

А.Д.: - Для автодилеров были удачными 2007 и 2008 годы, когда была сформирована очень хорошая клиентская база, которая до сих пор приносит доход в виде сервиса и продажи запчастей. За счет этого крепкие игроки и держатся на рынке.

  • «АиФ»: - Есть мнение, что с увеличением количества подержанных автомобилей возрастет потребность в запчастях. И от этого могут увеличиться цены на запчасти.

В.М.: - Лично мы получаем оригинальные запчасти из Германии, цены на которые мы не планировали увеличивать. Сегодня у нас оригинальные запчасти иногда даже дешевле, чем на рынке.

А.Д.: - Цены на запчасти зависят и от стратегии в области сервиса и послепродажного обслуживания, которого придерживается компания. Есть компании, автомобили у которых стоят дешево, но если прибавить к этой сумме стоимость ремонта и запчастей, автомобиль в итоге получится дорогой. При другом подходе автомобиль стоит чуть дороже, но его послепродажное обслуживание несколько дешевле.

Ищите программы

  • «АиФ»: - На что покупателю следует обращать внимание при покупке автомобиля?

Е.С.: - Во-первых, необходимо понять, какое это будет авто: новое или подержанное. Если новое, то тогда я бы посоветовала воспользоваться акциями, которые часто организуют автодилеры совместно с банками. Если же это будет подержанный автомобиль, то вам следует внимательно ознакомиться с кредитными предложениями банков. Зачастую номинальная ставка по кредиту не отражает полной картины, а основная переплата складывается за счет иных платежей. Кроме того, узнайте, требует ли банк представления поручительства или передачи авто в залог банку. В последнем случае будьте готовы нести затраты на ежегодное страхование автомобиля по системе АВТОКАСКО.

А.Ф.: Главное - определиться с автомобилем. Как автолюбитель я рекомендую останавливаться на новом автомобиле с фирменным сервисом, чтобы иметь потом меньше проблем. Хотя сегодня есть и подержанные автомобили неплохого качества, если они не очень старые. Банки же предоставляют кредиты на все автомобили. При покупке советую обратить внимание на партнерские программы банка, по которым можно получить скидки, получая кредит на покупку автомобиля у конкретного дилера. Анализируя процентные ставки разных банков, в обязательном порядке поинтересуйтесь величиной полной процентной ставки, которую вы будете платить с учетом всех платежей. Банки сейчас обязаны раскрывать эту информацию. Ознакомьтесь со всеми выплатами, которые будете делать во время пользования кредитом. Также следует поинтересоваться теми требованиями, которые банк предлагает по страхованию автомобиля и жизни кредитополучателя. У нас до сих пор считается, что банки навязывают страхование, хотя во всем мире в страховании заинтересован сам клиент. Ведь случись что-нибудь с кредитополучателем - тяжкое бремя кредита не ляжет на плечи его родных, если он застрахован.

Живите сейчас!

  • «АиФ»: - Получается, покупать новые автомобили сегодня выгоднее за границей?

А.Д.: - Это зависит от класса. Покупателю малолитражки нет смысла ехать за границу: разница  на такие машины, пригнанные и те, что продаются у дилеров, минимальная. Дешевле за границей автомобили класса люкс. Отсюда - доля серого импорта Мерседеса и БМВ в 85-90%. Это чудовищные объемы!

В.М.: - Разница на престижном люксовом автомобиле может достигать 5-10 тыс долларов. Но приобретая автомобиль здесь, официальный продавец в Беларуси предоставит заводскую гарантию, которая гарантирует отсутствие дальнейших проблем в течение всего срока ее действия.

  • «АиФ»: - А что можно посоветовать тем, кто все же хочет купить автомобиль в автосалоне?

А.Д.: - В настоящий момент даже потенциальный покупатель, который может позволить себе автомобиль, испытывает легкий психологический шок. Если автомобиль еще в прошлом году стоил 18-20 тыс долларов, сегодня с учетом новой растаможки он стоит 25-30 тыс. Соответственно, покупатель категорически против принимать подобные ценовые условия. Пока действует вилка в растаможке для физических и юридических лиц, человек, который может купить машину, будет пребывать в этом состоянии. Как только у нас изменится законодательство, психологический шок пройдет и так или иначе потенциальный покупатель автомобиля привыкнет к новым ценам. А что делать сейчас? В принципе, даже с нынешним уровнем цен автомобиль лучше брать в кредит, и разница в 6-7 тысяч долларов при нынешних ставках и сроках кредитования выльется в лишних 15-20 долларов ежемесячного платежа. Не так страшен черт, как его малюют. Поэтому живите сейчас, не откладывайте на потом.

Оставить комментарий (0)