40926

Когда туристы в Беларуси будут стремиться в гостиницы, а не в квартиры на сутки?

№ 37 от 15 сентября 2010 года 15/09/2010

Эти и другие вопросы обсудили в ходе круглого стола эксперты в области гостиничного бизнеса.

Эксперты
 Hotel--1605_Konopatskaya Светлана КОНОПАЦКАЯ, начальник отдела маркетинга ОАО «Минотель» 
 Hotel--1624-strelchenko Алексей СТРЕЛЬЧЕНКО, директор турагентства «Алатан Тур»
 Hotel--1610_Sokur Екатерина СОКУР, начальник отдела маркетинга, бронирования и размещения гостиницы «Планета»
 Hotel--1617_Gitomirsky Родион ЖИТОМИРСКИЙ, генеральный директор компании «ДЖЕНЕРЭЙШН-ПИ», занимающейся созданием программного обеспечения для онлайн-бронирования номеров

Звезды выше - цены ниже?

  • «АиФ»: - По некоторым данным, в Минск в 2014 году приедет посмотреть чемпионат мира по хоккею около 60 тысяч человек. Кроме того, осталось совсем мало времени до принятия в белорусской столице детского Евровидения. С чем встретим гостей?

C.Конопацкая:- На сегодня определены 44 площадки под строительство гостиниц и гостиничных комплексов в Минске, из которых на 6 уже проводятся строительные работы. По 20 площадкам, предусмотренным для строительства гостиниц, ведутся проектные работы. Оставшиеся земельные участки уже предложены потенциальным застройщикам, а также свободны для инвесторов.

При этом, в соответствии с утвержденной программой развития туризма, намечен ремонт, реконструкция и строительство 80 гостиниц.

Всего же в Минске работают 28 гостиниц. Их загрузка составляет в среднем 50 %. Для Минска это хороший показатель в сравнении с мировой практикой, поскольку позволяет обеспечить рентабельность, доходность и в то же время обновление номерного фонда.

А. Стрельченко: - Из них мы не стесняемся показывать нашим гостям хорошо, если 10.

  • «АиФ»: - И по-прежнему остро чувствуется необходимость в гостиницах во время массовых культурных или спортивных мероприятий, проходящих в Минске. Но всего печальнее то, что за деньги, которые гостям предлагают уплатить за «средненький» номер, не хочется снимать даже то, что есть. Проще и выгоднее найти квартиру на сутки…

С. Конопацкая: - Средний тариф за номер в гостиницах категории 2*-3* в Беларуси сопоставима с европейскими ценами - 20-50 евро за место. Другое дело, что стоит привести в соответствие предложения по ценам и качество услуг, запрашиваемых потребителями. А по тарифам в гостиницах 4-5* действительно есть вопросы.

Е. Сокур: На самом деле, не все так плохо. Цены на номера в минских гостиницах не выше, но и не ниже европейских, и номера не такие уж и «средненькие», а вполне приличные. Вся проблема в том, что когда в городе проводится несколько выставок, культурных мероприятий, а если еще и спортивный чемпионат какой-нибудь, и это все в одно время, туристам действительно деваться некуда, вот они и уходят по квартирам. Но как только все заканчивается, наши государственные гостиницы пустеют, потому что на смену быстро приходит частный сектор, более гибкий и лояльный. Из отелей мировых гостиничных цепочек в Беларуси представлен пока только один, и он один из немногих - в частном владении. Все остальные в основном находятся в государственной собственности, и лавировать им в ценообразовании с тем, чтобы привлекать как можно больше клиентов, бывает сложно.

С. Конопацкая: - Поставленные перед гостиничной отраслью задачи -серьезные. Однако на сегодняшний день в этой отрасли нет единого координирующего ведомства, которое возложило бы на себя полномочия по разработке стратегии развития не отдельных гостиничных групп (по признаку подведомственности), а всей отрасли хотя бы в рамках города. Кроме того очень важна централизованная подготовка и переподготовка кадров, оптимизация деятельности гостиничных предприятий города, поднятие имиджа предприятий туристической и гостиничной индустрии на международном рынке услуг. Только ведомство с определенным статусом и конкретными полномочиями может провести полноценный анализ существующего рынка гостиничных услуг, определить место гостиничной отрасли республики на мировом рынке, в который мы интегрированы.

Очень важно в этом отношении, чтобы наши гостиницы смелее вступали в сетевые гостиничные комплексы, что и обеспечит соответствующее качество, а также эффективность продвижения услуг, в том числе на зарубежных рынках. Как вариант, это может быть управление компанией, зарекомендовавшей себя в гостиничной мировой индустрии, использование франшизы либо поиск солидного инвестора, который зарекомендовал себя положительно именно в сфере гостиничного бизнеса.

А. Стрельченко: - Однозначно считаю, что цены на гостиничные услуги для страны, которая пытается сделать прием туристов доходной отраслью своей экономики, непозволительно высокие. Держатся они на таком уровне, поскольку сегодня есть реальный дефицит гостиничных мест даже в Минске, не говоря уже обо всей республике.

Возьмем наших ближайших соседей в Вильнюсе. Меня поразила прошлой зимой цена за номер на двоих в сетевой гостинице, которая представлена и у нас в Минске, - 49 евро. Пять звезд! У нас хорошо, если на две звезды найдем такую цену.

Трехзвездочного сегмента катастрофически не хватает. Мы плохо реагируем на падение сезонности, а в Беларуси она ярковыраженная, в отличие от той же Праги или Рима, где гостиницы заполнены всегда. Почему? Потому что в Беларуси частный сектор как серьезный сегмент экономики в области гостиничного бизнеса отсутствует.

Возьмем, к примеру, нецентральную 2-звездочную гостиницу «Звезда»: 2-местный номер – 52 доллара, одноместный – 31. Захотят туристы за такие деньги ехать на окраину города? Вряд ли.

Е. Сокур: - Тем не менее эта гостиница всегда заполнена.

А. Стрельченко: - Частный сектор начинает пробиваться в пограничных городах, где транзитное движение более сильное. Возможно, там местные власти более лояльные и легче расстаются с коммунальной собственностью. Этим летом я видел достойные гостиницы в исторических зданиях в Гродно. Значит, контакт белорусских бизнесменов и чиновников там есть, а ведь это немаловажный фактор. В Бресте я наблюдал то же самое. Но максимум, который могут разместить у себя такие заведения, - 40 человек. А в Минске попробуй белорусская фирма получить кусок земли в центре города под строительство!

Вместе с тем 2-комнатную квартиру на сутки в Минске можно снять от 60 долларов. Да, они не дают приезжим регистрации, но россиянам, которые составляют основную массу наших гостей, она и не нужна. Подсчитать, сколько туда уходит потенциальных клиентов гостиниц, – нереально.

Дайте место нашим!

  • «АиФ»: - Так что же мешает развиваться частному малому и среднему гостиничному строительству?

А. Стрельченко: - Пока условия для этого не созданы. До появления права принимать чемпионат мира по хоккею у нас вообще особо не предлагали частным лицам развивать эту отрасль. Только в последний год звучат призывы строиться, но опять же, насколько я знаю, заявки в основном поступают на 4-5 звезд.

С. Конопацкая: - Нет, я не согласна. Гостиницу «Беларусь», например, планируется реконструировать с последующей сертификацией на категорию 3*. На европейском рынке каждая гостиница самостоятельно определяет «звездность», т.к. этот показатель заранее ориентирует предоставляемые услуги на определенный сегмент потребителя. А это, в свою очередь, обязует гостиницу обеспечить соответствующее качество услуг, заявленной категории.

А. Стрельченко: - Я представляю компанию, которая единственная из белорусских турфирм дала заявку на строительство 3-звездочного отеля. До того, как заявка дошла до Мингорисполкома, все было хорошо, мы везде заручились поддержкой. Еще до официального ответа нам сказали, что будет отказ, поскольку на место, которое мы выбрали для постройки, претендует польская фирма. На соседнем месте, которое мы тоже облюбовали, обосновалась литовская фирма. Вопрос: почему нас даже на тендер или аукцион не пригласили? Если мы провозглашаем поддержку национального производителя, то почему предпочитаем зарубежные фирмы? В любом случае мы будем отстаивать свою позицию. И окраины Минска для строительства нас не интересуют.

С. Конопацкая: - На нашем гостиничном рынке сегодня есть огромный разрыв цен между гостиницами категорий 3-4-5*. Если 2-3-звездочные отели еще вписываются в сегодняшний уровень цен, то по состоянию номерного фонда и качеству обслуживания они не соответствуют общепринятым международным требованиям. А 4-5-звездочные слишком дорогие. За 50-80 евро в центре Парижа или Стокгольма можно снять номер на одного в 5-звездочном отеле. У нас мы такого не найдем, даже если в этот день гостиница будет на 50% с вакантными местами.

Когда гостиничный рынок сформируется, тогда он и будет диктовать цены и качество. А для этого нужно менять в корне подход к ценообразованию, работе персонала и т.д., чтобы не ограничивать возможности гостиниц в увеличении доходов. Не стоит также забывать о существовании Минской гостиничной ассоциации, на которую может быть возложена значительная ноша по решению некоторых проблем гостиничной отрасли.

До сих есть вопросы, связанные со снижением размещения командированных лиц в белорусских гостиницах. В мировой практике в отчетно-кассовых документах для проживающих есть только одна строка – «услуга проживания», в которой в отчетных документах, в том числе кассовом и в чеке, идет общая сумма по договору за услуги проживания в сутки на 1 человека. Причем не важно, входят ли в эту стоимость услуги питания, бассейн, сауна. Это определяет по желанию клиент и соответственно оплачивает: желает он приобрести номер с двумя или одной кроватью. Бухгалтерский и первичный учет гостиницы не влияет на отчет командировочного лица перед его головной компанией. У нас же отдельной выделенной строкой проходят «завтраки» или иные услуги, которые клиенты и рады бы получить, а предприятие готово за них заплатить при включении в единую услугу проживания, но при выделении их в чеке или акте оказанных услуг возникают бухгалтерские вопросы проведения их по отдельным статьям. А это не выгодно как командированному, так и предприятию. Эта проблема возникает и при оказании услуг иностранным гражданам, для которых оплата единой услуги проживания не ограничена законодательно. А мы ведь заинтересованы предоставлять услуги клиентам, тем более иностранным, комплексно, обеспечивая рост доходов всего предприятия.

Е. Сокур: - Да, к сожалению, соединить два налога с разными ставками невозможно: НДС на проживание 20 %, а расчетная ставка на питание – 15 %. Уговаривать гостя, чтобы он заплатил за завтраки, мы не имеем права – это услуга дополнительная. С другой стороны, какой отель за границей предоставит вам проживание без завтрака? Такого не бывает! Но в счете вы не увидите отдельной строки «завтрак», да и не обязательно знать гостю, сколько это стоит.

А.Стрельченко: - На самом высоком уровне готовится ряд документов, касающихся туризма и налогообложения. Что мешает нам и Минской гостиничной ассоциации бороться за то, чтобы освободить от НДС все операторские услуги по приему граждан? Стоит также рассмотреть целесообразность налога «на услуги», а в областях - «на развитие территорий». Это однозначно снизит стоимость нашего продукта и снимет вопросы по поводу разных налогов на «проживание» и «питание». Сегодня именно тот момент, когда эти вопросы можно решить, и роль общественной организации в этом вопросе очень важна.

С. Конопацкая: - На мой взгляд, любая услуга должна оказываться предприятием с долей частной собственности. Только собственник может позволить себе пойти на какие-либо издержки, на временные убытки ради завоевания рынка, расширения клиентской базы, временно рискуя собственной выручкой-прибылью. Государственные и подведомственные предприятия сегодня работают в таких рамках, когда гостиничную услугу нельзя продать ниже себестоимости, даже если гостиница менее чем на 50% загружена, что лишает отель шанса быть оперативно гибким по ценообразованию. В мировой практике есть два критерия успешности предприятия: планомерный рост доходов и финансовая возможность расширения ассортимента предоставляемых и пользующихся спросом услуг.

Бронирование онлайн

  • «АиФ»: - Беларусь как страна никак не представлена в международной базе гостиниц booking.com, где номера бронируются онлайн по всему миру.

Р.Житомирский: - А между тем  через нее проходит около 130 тысяч бронирований ежедневно. В других крупнейших  системах бронирования хорошо, если мы найдем 5-6 минских гостиниц, а ведь они есть не только в столице.

  • «АиФ»: - Родион, ваша компания как раз занимается необходимым для этого техническим обеспечением. Как у вас налажен диалог с нашими гостиницами?

Р.Житомирский: - Мы пришли к гостиницам со своими предложениями только в этом году, хотя уже давно работаем с 25 странами по всему миру. Когда мы пришли со своим продуктом, который позволял формировать различные тарифы и скидки, в одну из прогрессивных гостиниц Минска, то в ответ услышали: «Чтобы нам выбить скидку на определенный вид бронирования, приходится месяц собирать документы». А мне кажется, очень важно говорить не только о ценах, но и о тарифах.

Гостиницам в этом плане можно поучиться у авиакомпаний, которые могут продать одно и то же место в самолете в разное время по совершенно разным ценам. Это отличный способ сегментировать рынок и заработать больше. Ведь всегда найдутся люди, готовые заплатить больше и получить большие гарантии, и те, кто, наоборот, захочет приехать вне сезона и получить то же самое дешевле, но со штрафными санкциями.

С.Конопацкая: - Дифференциация цен сегодня в гостиницах присутствует в том объеме, в каком каждая из них может себе позволить соответствующее программное обеспечение и квалификацию персонала. Гостиницы «Планета», «Юбилейная», «Беларусь», «Спутник» и др. работают с программно-техническим обеспечением, которое несовместимо с требованиями программных продуктов банков по страхованию финансовых операций подобного рода и требованиями технических компаний, которые осуществляют установку  программного продукта по онлайн-продаже номеров.

Оставить комментарий (0)