8318

Территориальное самоуправление. Как стать хозяином в своем дворе?

№ 6 от 5 февраля 2014 года 05/02/2014

 

 

  • Что такое общественное самоуправление? И. Боровский, Минск

- Под территориальным общественным самоуправлением понимается деятельность граждан на добровольной основе по месту их жительства - на территории микрорайонов, жилищных комплексов, кварталов, улиц, дворов, агрогородков, поселков, деревень в целях решения различных вопросов.

Органы территориального общественного самоуправления могут быть коллегиальными (комитеты территориального общественного самоуправления (КТОС) по микрорайонам, домовые или уличные комитеты) или единоличными (старосты деревень, старшие небольших домов и подъездов). Коллегиальный орган территориального общественного самоуправления может создаваться без образования юридического лица либо в качестве юридического лица, являясь при этом некоммерческой организацией.

Координация деятельности территориального общественного самоуправления осуществляется областными и Минским городским Советами депутатов.

 

  • Могут ли помочь комитеты территориального общественного самоуправления (КТОС) многодетным семьям, одиноким престарелым людям и инвалидам? Анна Дмитриевна, Минск

- Могут, если активисты КТОС проявят человеколюбие. Главное - не быть равнодушными, проявлять участие и доброту, потому что зла и ненависти в мире и так хватает. Активисты КТОС, живущие рядом с людьми, которые нуждаются в помощи, знают об их проблемах лучше, чем некоторые госорганы. Поэтому они могут выступить с конкретными предложениями в органы социальной защиты и обслуживания населения, организовать на своей территории благотворительные акции поддержки той или иной категории граждан, нуждающихся в помощи.

К компетенции органов территориального общественного самоуправления отнесен и социальный блок деятельности. В нем присутствуют такие направления, как:

  • - участие в мероприятиях по социальной поддержке семей и различных категорий граждан, нуждающихся в поддержке (детей, молодежи, пожилых людей, инвалидов и других);
  • - содействие в организации досуга граждан;
  • - участие в организации работы с неблагополучными семьями;
  • - содействие развитию благотворительности.

 

  • Из чего складываются финансовые средства  КТОС? В. Колбышев, Минск

- Деятельность органов территориального общественного самоуправления требует определенных финансовых и иных ресурсов. Законодательно закреплены источники финансирования (добровольные взносы и пожертвования, кредиты, доходы, получаемые от созданных юридических лиц и проводимых мероприятий, финансовые ресурсы, переданные Советами, исполнительными комитетами и местными администрациями).

Финансовые средства могут складываться из средств самообложения, собранных по решению местного собрания или органа территориального общественного самоуправления на территории города районного подчинения, поселка городского типа, сельсовета на финансирование и (или) возмещение расходов соответствующего местного бюджета только на цели, определенные местным собранием или органом территориального общественного самоуправления.

Однако в современных условиях названные источники остаются скорее потенциальными, чем реальными средствами финансово-экономического обеспечения территориального общественного самоуправления. В ходе встреч с сотрудниками органов ЖЭС и ЖРЭО, управлений идеологической работы, культуры и по делам молодежи районов активисты КТОС в один голос просят  решить проблему хотя бы минимального финансирования этих очень значимых общественных формирований.

Расширение деятельности органов общественного самоуправления, полноценная реализация их полномочий требуют четкого решения вопросов финансирования, определения реальных источников финансовых средств и имущества (мебели, оргтехники, средств связи и т.д.). С этой целью возможно формирование специализированного фонда за счет средств местных бюджетов либо планирование соответствующих статей расходов, предназначенных для финансирования целевых программ деятельности и конкретных мероприятий органов территориального общественного самоуправления. Можно подумать об отчислении в этот фонд определенного процента части прибыли ЖРЭО районов от сдачи в аренду помещений районной или городской собственности. Такой опыт в начале 90-х годов был в Минске.

Думаю, есть потребность обратиться в парламент страны с предложением о введении законодательных норм по повышению роли самих граждан в разрешении местных проблем и надлежащему финансированию такой деятельности в государственных интересах.

 

  • Можно ли провести ремонт подъезда и организовать строительство дополнительных парковочных мест по инициативе КТОС? Валерий Быков, Минск

- Можно. Для этого необходимы инициатива КТОС и её поддержка гражданами, проживающими в данном подъезде или доме. Здесь должно проявиться искреннее стремление самих жителей наводить и поддерживать порядок в своем доме и на придомовой территории. Активисты КТОС через ЖЭС или ЖРЭО могут узнать расценки на необходимые работы, определить сумму целевого взноса и провести собрание жильцов. После этого - заключить договор о производстве ремонта подъезда или строительстве дополнительных парковочных мест в соответствии с градостроительными нормативами.

Только системная деятельность органов территориального общественного самоуправления позволяет им быть важным связующим звеном между жильцами микрорайонов и организациями, осуществляющими эксплуатацию жилищного фонда и предоставляющими жилищно-коммунальные услуги, районными и  городскими органами управления и самоуправления. Она предполагает самостоятельное и ответственное осуществление населением собственных инициатив по месту жительства.

Инна ВАЛЕВСКАЯ

 

 

В  ТЕМУ

Что входит в компетенцию КТОС:

  • Изучение, анализ и учет общественного мнения жителей по вопросам экономического и социального развития территории, охраны окружающей среды и использования природных ресурсов;
  • развитие инициативы и привлечение граждан к решению вопросов сохранности, эксплуатации, ремонта, благоустройства жилых домов и придомовых территорий, площадок детских, спортивных и для выгула животных, санитарного состояния улиц, домов, подъездов, содействие созданию товариществ собственников жилых домов;
  • содействие благотворительности и участие в мероприятиях по социальной поддержке семей и граждан, требующих индивидуального подхода и нуждающихся в такой поддержке (дети, пожилые одинокие люди, инвалиды, многодетные и неблагополучные семьи);
  • содействие организации досуга граждан по месту жительства, возрождению и сохранению культурных ценностей, национальных обычаев и традиций, пропаганде здорового образа жизни, развитию физической культуры, художественного и технического творчества;
  • оказание помощи родительским комитетам и педагогическим коллективам учебных заведений в воспитании учащейся молодежи, приобщению к общественно полезному труду, обучении правилам поведения на улице, дома и в общественных местах.

 

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно