3469

«Художники» в погонах. «АиФ» узнал, как составляется фоторобот

№ 12 от 22 марта 2016 года 22/03/2016

Технологии в помощь

Раньше портрет преступника или лица, разыскиваемого по другим мотивам, выполнялся профессиональными художниками. На это уходило много времени. Составлять приблизительный портрет преступника (фоторобот) начали относительно недавно, в 1950-х годах.

КСТАТИ

В апреле минувшего года в Первомайском районе Минска было совершено хищение имущества из квартиры. Сотрудники милиции нашли очевидца, который  мог опознать преступника. Экспертами со слов свидетеля был составлен субъективный портрет предполагаемого преступника. После этого вместе с очевидцем был произведен просмотр баз данных лиц, ранее привлеченных к административной и уголовной ответственности. В ходе процедуры очевидец опознал лицо, совершившее преступление.

Другой любопытный случай произошел в Боливии. Полиция арестовала мужчину, подозреваемого в убийстве таксиста, на основании рисунка, который журналисты называют худшим фотороботом в мире. Водитель такси Рафаэль Варгас был убит в марте минувшего года. По версии полиции, преступление было связано с торговлей наркотиками или же совершено на почве ревности. Убийца 11 раз ударил Варгаса ножом, а потом сжег тело. Женщина, проживающая недалеко от места, где было обнаружено тело, нарисовала для полиции лицо предполагаемого преступника. По заявлению экспертов, рисунок был больше похож на портрет Страшилы из «Волшебника из Страны Оз». Как ни странно, даже такой фоторобот помог задержать как минимум одного подозреваемого в убийстве.

 

Этот термин, как и сам метод, в 1952 году придумал французский криминалист Пьер Шабо. Он составлял портрет предполагаемого преступника из фрагментов фотографий (отсюда и название), а затем переснимал получившуюся картинку.  В СССР фоторобот составлялся с помощью диапроектора. Сейчас он уже в прошлом, и в составлении фоторобота экспертам-криминалистам помогают специализированные компьютерные программы, которые содержат в своей базе графические изображения сотни губ, глаз, бровей, подбородков, усов и других элементов лица. Общий принцип остался прежним – из отдельных фрагментов составляется изображение конкретного лица.

Глаза, усы, бороды...

Как правило, у правоохранительных органов наработана картотека лиц, попадавших в поле зрения правоохранительных органов по административным и уголовным правонарушениям. Если искомого лица в  базе нет,  на помощь приходит фоторобот.

При сопоставлении фоторобота уточняются пол преступника, раса, возраст, особые приметы… Ведь здесь важны все детали и подробности. Как пояснил «АиФ» заместитель начальника главного управления криминалистических экспертиз Центрального аппарата государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь Эдуард АЛЯБЬЕВ, у лиц неславянской внешности стоит обратить внимание на отличительные особенности: шрамы, родинки, одежду, так как запомнить, к примеру, внешность человека азиатской расы для белоруса сложнее.

Конечно, специалист помогает лицу, составляющему портрет, вспомнить отдельные элементы внешности и их особенности, но многое зависит от  внимательности человека в момент совершения в отношении него противоправных действий.

Вспомните все

Даже при всем имеющемся в руках криминалистов арсенале компьютерных технологий составить фоторобот человека не так-то просто. Прежде всего, надо отметить, что фоторобот не предполагает стопроцентного сходства, это только выявление типажа, недаром он на профессиональном языке называется субъективным портретом. Хотя бывают случаи, что фоторобот почти совпадает с изображением реального человека.

Специалисты поясняют, что особой разницы, с кем «рисовать» субъективные портреты, будь то мужчина или женщина, нет. Хотя женщины все же больше внимания обращают на мелочи. Для мужчин часто все на одно лицо. А вот составить фоторобот со слов ребенка - задача не из легких: - дети не всегда могут правильно описать обидчика. Проще и быстрее работать с людьми творческих профессий.

Память может подвести

Качество фоторобота зависит не только от профессионализма специалиста, но и от точности описания потерпевшим элементов внешности, времени суток, времени, которое прошло с момента совершения преступления, психологического и физического состояний человека. Иногда человеку нужно переосмыслить произошедшее, и тогда он сможет лучше вспомнить приметы предполагаемого преступника. Ведь все люди разные: кто-то может запомнить лицо до мельчайшей родинки, а  кто-то обратит внимание лишь на одну деталь – большой нос или торчащие уши.

Как пояснил «АиФ» главный эксперт отдела криминалистических экспертиз Управления криминалистических экспертиз Управления Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь по городу Минску Дмитрий ПАШКЕВИЧ, на составление одного фоторобота у него уходит в среднем 2 часа. А бывает и так, что приходится возвращаться к одному портрету несколько раз.  Ведь, находясь в состоянии стресса, порой ответить даже на самые простые вопросы о внешности обидчика нелегко. В таком случае пострадавшему лучше дать время  прийти в себя и продолжить «рисовать» портрет  через пару дней. Возможно, какие-то детали он вспомнит более конкретно, опишет точнее.

– Вообще, каждый случай индивидуален. Вот представьте: с мошенником, который выманил у вас дорогой мобильный телефон,  вы могли дружить, пить кофе вместе. В этом случае в памяти отложится хорошее впечатление об этом человеке, – рассказывает эксперт. – И совсем другое дело, когда надо вспомнить полупьяного хулигана, который напал на вас в темном переулке. Мимика преступника в такой ситуации искажается. И все эти моменты  при составлении портрета важно учитывать.

Еще не стоит забывать, что здесь присутствует доля субъективизма, ведь эксперт  «рисует» то, каким запомнился человек в сознании другого человека. Давно известно, что, если, например, три свидетеля по отдельности будут пытаться составить фоторобот одного и того же преступника, скорее всего, получатся три не слишком похожих друг на друга портрета.

Эксперимент «АиФ»

Чтобы на себе прочувствовать всю сложность задачи по составлению фоторобота, корреспондент «АиФ» вместе с Дмитрием Пашкевичем попытались «нарисовать» на компьютере подобный «портрет» преступника Фокса – киногероя Александра Белявского из известного советского фильма «Место встречи изменить нельзя». Мы решили начать с прически.  Короткие, пышные, кучерявые волосы… Обилие  причесок лично меня ставит в тупик. С сожалением отмечаю: даже поглядывая на фотографию киногероя, не так-то просто  воссоздать лицо. Тут начинаешь понимать, каково людям, которые видели лицо преступника всего пару минут и даже меньше! Дальше подбираем нос, глаза, губы, подбородок, морщины. Представляете, сколько деталей надо пересмотреть и примерить, чтобы получилось лицо, хотя бы мало-мальски похожее на нужное! Мы потратили примерно час – смотрю на результат своих трудов и не могу сдержать улыбку. Сходство, конечно, есть, но очень отдаленное. У нас получился Фокс, только лет на 20 моложе. Вот уж действительно начинаешь понимать шутку, что «по фотороботу можно найти только фоторобота».

Но, как бы то ни было, составление фоторобота – это реальная помощь следствию. Ведь эти портреты способствуют раскрытию преступлений.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно