21670

«Промышленный дизайн - это, прежде всего, культура быта»

№ 23 от 6 июня 2012 года 06/06/2012

Белорусы тянутся к прекрасному. Интересно было наблюдать на Минской неделе дизайна, как посетители интересовались у студентов Белорусской государственной академии искусств: можно ли заказать такой же комод с разноцветными шуфлядками или подставку для зонтов в виде кота, которые будущие дизайнеры представили на выставке.

Но это вещи понятные, оттого и притягательные. А знакомы ли наши люди с тем, что такое промышленный дизайн?

«К сожалению, с промышленным дизайном в Беларуси сложно, - призналась куратор недели дизайна Елена КАРПИЛОВА. - Я даже не знала, кого можно пригласить на выставку…» Тем не менее посетители смогли увидеть стул Владимира Цеслера, светильники Александры Солодиловой, а в одном из автосалонов были выставлены байки кастомайзера Юрия Шифа. Удивительная вещь: Юрий известен во всем мире, занимал первые места на престижных конкурсах, а на родине о нем знают считанные люди.

Зато было приглашено немало гостей из России, Украины, Польши. «АиФ» решил пообщаться с промышленным дизайнером из Москвы Катей КОПЫТИНОЙ, которая привезла на неделю дизайна свои светильники. Человек неискушенный, привыкший к хрустальным люстрам, наверное, с трудом представит такую лампу (на снимке) у себя в интерьере: слишком просто! Но, как рассказала дизайнер, сегодня в мире тенденция создавать вещи простые, удобные и экологичные.

- Катя, вы говорите, что промышленного дизайна толком в России нет, а мне недавно пытались доказать, что все хорошо с промышленным дизайном в Беларуси…

- Скорее всего, ваши собеседники имеют неверное представление о промышленном дизайне и предполагают военную промышленность, заводы или что-то в этом роде. Это не совсем верно, а точнее - вообще неверно. Речь идет о культуре быта. О том, в каком предметном мире мы живем, от с кружки и ложки в руках и до автомобиля. Промышленный дизайн - это общение предмета с человеком. Это бытовая техника, сковородки, мебель, коляски, остановки на улицах, сантехника, зубные щетки и многое другое. Помимо того, что все это должно быть продуманным и удобным в использовании, оно также должно быть удобным в производстве.

Вообще, понятие промдизайна шире, и лично я в этом улавливаю два крупных разветвления: research based design - дизайн на основе исследований (медицинская техника или зубная щетка, например) и дизайн, в основе которого лежит новый принцип или эстетическое восприятие (это часто наблюдается в предметах интерьера). При этом оба типа подразумевают продуманную идею, конструкцию и прочее. Поэтому смело можно сказать, что промдизайна у нас нет. Культуры такой в принципе нет.

- Как вы для себя поняли, что хотите заниматься именно промышленным дизайном? Где начинали учиться? Хватало ли вам знаний?

- Про существование промдизайна узнала, можно сказать, случайно, когда подбирала себе институт. Искала то, где будет работа с предметами, хотелось, чтобы это было что-то декоративно-прикладное. Оказалось, что есть промышленный дизайн, который думает не о внешней красоте предмета, а том, как изначально сделать его нужным и привлекательным.

В Милан!

- Почему вы решили поехать в Милан? Где, кстати, лучше обучают промдизайну?

- Италия изначально была в моих планах. Милан - одна из главных столиц промдизайна, там хорошая среда для развития. Закончив учебу, я получила степень Master rsp - эта программа оказалась очень хорошей. Все проекты велись только с определнными компаниями, мы сами участвовали в переговорах и т. п. Много времени уделялось исследованиям - это очень важно. Более того, все преподаватели были из разных стран, что не загоняет студентов в рамки конкретных культур. Дизайн - все-таки космополитичная профессия.

- Говорят, что в Милане может учиться каждый – были бы деньги. Вы получили грант или нашли спонсора?

- В Милан, действительно, может поехать каждый, кто хочет чему-то научиться. Во всяком случае, там не нужно обладать техникой академического рисунка при поступлении. Мою учебу оплачивали родители, подходящих грантов четыре года назад я для себя не нашла. После учебы я прошла стажировку в студии Маттео Раньи, куда устроилась сама, без чьей-то помощи. Кстати, в хорошие студии попасть очень непросто.

Перспективы в Милане были, но за два года, которые я там провела, город мне изрядно надоел. Более того, надо понимать, что кризис не обошел и Европу. За работу дизайнера платят очень мало или не платят совсем. Это неправильно, так что, получив богатый опыт, я нашла для себя другие перспективы.

- Вы связываете свою дальнейшую жизнь и работу с родиной? Или все-таки есть желание творить за границей?

- Как уже говорила, дизайнер - это космополитичная работа. Пока что у меня много интересных проектов на родине, но позже я планирую поехать в другие страны, сотрудничать с интересными для меня студиями.

- А где проще сделать себе имя?

- Например, попасть на страницы журналов проще у нас: видимо, просто не о ком писать. Но довести проект до реализации у нас очень сложно, с этим проще в Европе. Вообще, имя можно сделать везде, все зависит от качества работы. Мне, например, не интересна пустая слава. Я стараюсь делать качественные проекты вне зависимости от того, для кого я это делаю.

№1

- Кто считается промышленным дизайнером №1 в мире и почему?

- На мой взгляд, нет дизайнера №1. Серьезные проекты часто делает команда, а не один человек. И опять же - это субъективно. Я бы выделила Achille Castiglioni, Giulio Iacchetti, Barbeg Osgerby, Konstantin Grcic, Droog, Form Us With Love, Nendo...

- Какие идеи из последних вас поразили в дизайне?

- Из последнего, что меня впечатлило, это, пожалуй, факел для Лондонской олимпиады, сделанный студией Barber Osgerby. Факелов  произведено 8000 штук для 8000 британцев, которые пробегут 8000 миль. Факел 800 мм в длину, весит 800 граммов и спроектирован таким образом, что в нем 8000 отверстий, олицетворяющих каждого, кто его несет. Эта перфорация, кстати, не позволяет факелу нагреваться. Учитывая, что речь идет об Олимпийских играх, все эти трюки весьма уместны. Здорово.

- Какими своими работами вы гордитесь и почему?

- Говоря о своих проектах, могу отметить светильник LightBean. Это тот случай, когда в объекте воплотились все мои требования: спроектированная часть - одна деревянная деталь, а лампа не просто светящийся элемент, она полноценная часть формы. Внутри все продумано, вентилируемо, и это совсем незаметно. И внешне светильник вызывает приятные добрые чувства. В общем, LightBean-ом я довольна.

- Вы наверняка видели стенд студентов Белорусской академии искусств: там были стулья, тумбочки и т.п. Что вы об этом можете сказать?

- Как и у многих постсоветских академий искусств, у БГАИ, на мой взгляд, не все хорошо.

Кстати, на выставке я познакомилась с одним белорусским дизайнером, который живет в Минске, но работает с Китаем и Италией. Ну нет пока в Беларуси промышленного дизайна…

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно