26624

А я иду, шагаю по… мосту. Через Западную Двину

№ 36 от 8 сентября 2010 года 08/09/2010

Одним из пунктов программы стало строительство пешеходного моста через реку Западная Двина, о проекте, реализация которого уже началась на Полотчине, рассказал «АиФ» главный архитектор Полоцка Андрей БОРОВИК.

Зачем мост

- Потребность в пешеходном мосту возникла достаточно давно. Зимой многие полочане, экономя время, часто переходят реку по ледовому покрытию, рискуя провалиться под лед. Эта проблема стала настоящей головной болью для города. Чтобы решить вопрос безопасности людей, на заседаниях Полоцкого горисполкома постоянно рассматривался вариант строительства пешеходного моста, да и сами жители города не раз обращались с такими просьбами. При создании комплексной программы данный пункт был включен в документ. Во-первых, сыграла роль финансовая сторона. Своими силами город не смог бы реализовать такую задумку. А во-вторых, здесь решался не только вопрос пешеходной связи с районом Задвинье, но и вопрос развития зоны отдыха на Кургане Бессмертия.

- Андрей Михайлович, насколько я знаю, предусматривалось строительства двух пешеходных мостов через Западную Двину. Почему пришлось отказаться от задуманного?

- Размещение одного из мостов планировалось в районе памятника 23 гвардейцам, в створе улицы Свердлова. Он бы связывал центральную часть города с той частью района Задвинье, где расположены Полоцкая областная психиатрическая больница, производственные объекты и индивидуальная застройка, находящаяся в большинстве случаев в ветхом состоянии. У данного варианта размещения моста есть значительный недостаток: эта территория не имеет туристической привлекательности и транспортной связи с другими частями города. Сам район Задвинье в предлагаемом месте имеет низкий уровень притяжения населения в связи с незначительной численностью проживающих жителей. В соответствии с генеральным планом города Полоцка не предусмотрено развитие данного района и изменение назначения территорий. Размещение второго пешеходного моста предлагалось в районе Софийского собора, который бы связывал территорию Верхнего замка с парком отдыха в районе Кургана Бессмертия. Недостаток этого варианта размещения моста в его сугубо туристической направленности без учета функциональности, которая будет носить лишь сезонный характер. Кроме того, вблизи парка отдыха находится пешеходно-транспортный мост.

Где строить?

- На каком же варианте размещения пешеходного моста вы остановились?

- Полоцким городским исполнительным комитетом принято решение о строительстве одного пешеходного моста в районе здания Полоцкого РОВД (улица Нижне-Покровская) по нескольким причинам. В первую очередь, этот мост наладит удобную пешеходную связь центральной части города с крупным районом многоквартирной жилой застройки Короленко, численность населения которого составляет порядка 5 тысяч жителей, а также с действующими предприятиями. Очень важный момент - месторасположение моста с точки зрения туристической привлекательности – наиболее удачно для обзора таких исторически ценных и значимых памятников архитектуры и культуры, как Софийский собор и Кафедральный собор Богоявления. Исторические памятники находятся недалеко от предлагаемого места размещения пешеходного моста по обе стороны. Это будет способствовать дальнейшим работам по развитию улицы Нижне-Покровской как пешеходной и позволит включить проектируемый мост в туристические маршруты города Полоцка. Нельзя оставить без внимания и тот факт, что в скором будущем в районе Кургана Бессмертия будет создана зона отдыха с парком аттракционов. А такое месторасположение пешеходного моста будет наиболее удобным для жителей города в доступе к зоне отдыха из центральной части Полоцка, имеющей развитое транспортное обслуживание со всеми городскими районами.

- Приступив к созданию проекта будущего пешеходного моста в конце 2008 года, вы выполнили его эскиз. Каким вы представили мост?

- Прежде, мне хотелось бы отметить, что с самых первых дней проектировщиком пешеходного моста выступила минская фирма ООО «Экомост». Вместе мы приступили к разработке проекта будущего моста. Сразу же возникли определенные проблемы: организации, занимающиеся эксплуатацией водного хозяйства Республики Беларусь, выставили нам технические условия. В них указывалось, что река все-таки является судоходной, и конструкция моста должна учитывать возможность прохождения судов по Западной Двине. Поэтому проектировщикам были выданы условия о высоте данного моста от зеркала воды, ширине пролетов. Проектировщики подготовили эскизные решения, согласно которым мост представлял собой достаточно современное сооружение, которое размещалось на двух пролетах. Ширина моста составляла 4,5 метра, ведь он предусматривал расположение на нем крытых смотровых площадок, которые позволили бы жителям и гостям города любоваться панорамами города в любую пору года. Мы также учли предложения, высказанные эксплуатирующими организациями, и спроектировали мост высотой 10,5 метра от зеркала воды, от судоходного уровня воды. Такой большой пролет позволил бы реке сохранить свои судоходные свойства.

Наш первый представленный эскиз не был одобрен: были замечания по внешнему виду моста, который не был  привязан к историческому месту его размещения. Сама же конструкция моста предполагала выход на уровень улиц через систему пандусов, лестничных спусков, ведь мост ( высота 10,5 м) имел значительное превышение относительно уровня земли. Все это вызывало технические трудности и затраты на реализацию проекта.

Анна ОБОДОВА

 СПРАВКА

По результатам изучения историко-библиографических данных, представленных Национальным Полоцким историко-культурным музеем-заповедником, переправа через реку Западная Двина не имела постоянно существующих сооружений и осуществлялась с помощью лодок и паромов.

Первый пешеходно-транспортный мост был построен военным министерством недалеко от существующего моста по улице Юбилейной в 1915-1916 гг., который в августе 1919 г. был сожжен во время военных действий.

С 1920 по 1934 гг. через р. Западная Двина строился ряд мостов, которые разрушались паводками (например, в 1924 г. – в районе ул. Интернациональной, сегодня не существующей, позже – в районе ул. Юбилейной (где находится существующий ныне мост), до 1932 г. – в районе ул. Свердлова. Последний деревянный мост через р. Западная Двина с 1932 по 1941 г. находился в районе современной ул. Ленина (бывшей Сакко и Ванцетти).

Оставить комментарий (0)