28219

Белорусские вузы остались без студентов?

№ 49 от 7 декабря 2011 года 07/12/2011

BobkovЭто отражение имиджа вуза, невостребованность специалистов определенного профиля экономикой страны или непопулярность профессии? Наш корреспондент беседует на эту тему с заведующим кафедрой политологии, социологии и социального управления Белорусского национального технического университета, доктором исторических наук, профессором, председателем Белорусской ассоциации политических наук, членом-корреспондентом НАН Беларуси Владимиром Андреевичем Бобковым.

«АиФ»: - Владимир Андреевич, вы многие годы заведовали кафедрой в Белорусском государственном экономическом университете, работали директором научно-исследовательского института, заведующим отделом в академическом институте, теперь снова возглавляете большую вузовскую кафедру. Богатейший опыт преподавательской и научной работы позволяет вам объективно и проницательно проанализировать ситуацию с недобором студентов некоторыми вузами. Значит ли это, что к мировому финансово-экономическому кризису добавился кризис высшего образования?

В.Б.: - Вопрос о кризисе высшего образования можно рассматривать только как шутку. Такого кризиса у нас в стране нет. Нет его признаков и во всем мире. Американский ученый Тоффлер написал интересную книгу под названием «Смещение власти: знание, богатство и принуждение на пороге XXI века». Сравнивая знания с насилием и богатством, он приходит к выводу о превосходстве знаний, о возрастающей их силе и роли как политического инструмента и комплексного явления. Повышения роли знаний и науки требует и вступление наиболее развитых стран в этап информационного общества. На этом этапе именно наука и образование определяют общественное развитие, его дальнейший прогресс.

Причин названной вами ситуации в Беларуси несколько, но главных, по-моему, две. Первая – упавший имидж некоторых вузов. Вторая – положение в обществе и престиж в общественном сознании специалистов некоторых профессий. Насколько мне известно, в Минском педуниверситете и в некоторых других вузах недобрали студентов на бюджетные места.

«АиФ»: - То есть речь идет главным образом о профессии учителя.

В.Б.: - Совершенно верно. В каком положении у нас учитель? Скажем прямо – в ущербном, несмотря на то, что за последние годы кое-что и сделано в его пользу, например, несколько повысилась зарплата. В Минске уже давно установилась хорошая практика, когда горисполком доплачивает столичным учителям. Но ведь это, пожалуй, единичный пример. Особенно незавидная доля у учителя в деревне: зарплата небольшая, социальный статус низкий, работы в школе много, а тут еще надо выкроить время на домашнее хозяйство. Без него сельскому учителю не обойтись, на зарплату не проживешь. Конечно, хорошо, когда в современных агрогородках предоставляют учителю квартиру или дом. Но таких агрогородков – один, два, три. А в целом суровая правда жизни учителя не привлекает ребят.

«АиФ»: - А когда вы учились, статус учителя был выше?

В.Б.: - Намного! Я учился в сельской школе – Пиревичская СШ в Жлобинском районе, выпуск 1956 года. Учителями у нас были в основном мужчины. Русскую литературу и язык вел безгранично влюбленный в свое дело Владимир Титович Корольков. Сейчас он – пенсионер, живет в Молодечно и пишет хорошие стихи. Историю преподавали Александр Степанович Кецко и Людмила Александровна Винникова. Кстати, она живет в своей родной деревне Старая Рудня, что в семи километрах от Пиревич. Но основной учительский костяк составляли мужчины.

Вы спросите: почему мужчины? Будучи учениками, мы не придавали этому никакого значения. Однако со временем стало очевидно, что сельские сорвиголовы слушались и подчинялись учителям-мужчинам куда лучше, нежели учительницам. Не могли мы также не замечать, как к нашим учителям приходил советоваться самый главный и всесильный в деревне человек – председатель колхоза. Мы ежедневно видели искреннее уважение к учителю своих родителей, соседей. Конечно, статус учителя укрепляла и неплохая по меркам того послевоенного времени зарплата.

Отсюда вывод: поднять социальный статус учителя – это первостепенная задача и государства, и общества. Не в меньшей мере важно поднимать престиж инженерных и педагогико-инженерных профессий. Мир вступает в эпоху информационного общества, наша страна выдвинула на текущую пятилетку грандиозные задачи инновационного характера. Разве можно их решить без высокого престижа инженера и его хорошей подготовки?

Но это одна из названных проблем. Вторая – имидж самого вуза.

«АиФ»: - Вы имеете в виду его авторитетность, историю, традиции, что-то еще…

В.Б.: - Да. Привлекательный образ. Плюс профессионализм учебного заведения, который складывается из профессиональных знаний и умений его кадров - от профессора до лаборанта, а также управляющего звена –  от ректора до заведующего кафедрой, лабораторией. Привлекательный образ можно слепить стараниями имиджмейкеров, но если он окажется дутым - и студенты, и их родители быстро раскусят это и распрощаются с учебным заведением. За примером далеко ходить не надо. У нас в республике за последние годы отсеялось несколько частных вузов, которые красиво рекламировали себя, а на деле подготовку специалистов вели слабо.

«АиФ»: - Часто встречается информация о том, что в некоторых вузах все внимание сосредоточено только на зарабатывании денег. Своих преподавателей нет или их мало. Занятия ведут преподаватели со стороны.

В.Б.: - Да, мы их называем совместителями. Поэтому имидж вуза – это в первую очередь его кадры. Скажем, в БНТУ ректор – академик НАН Беларуси, первый проректор – член-корреспондент НАН Беларуси. Оба они доктора технических наук, профессоры.

«АиФ»: - А много ли академиков и членкоров возглавляют у вас кафедры? Ведь кафедра – основное звено в любом вузе?

В.Б.: - Кроме меня кафедрами и лабораториями руководят еще шесть академиков и членов-корреспондентов. Всего же в нашем университете работают десять академиков и членов-корреспондентов. Фактически почти всеми ведущими кафедрами заведуют доктора наук. В БНТУ трудится 170 докторов наук, профессоров; 680 кандидатов наук, доцентов. Только в составе кафедры есть академик, член-корреспондент, 5 докторов наук, профессоров, 19 кандидатов наук, доцентов, много прекрасных опытных педагогов без ученых степеней и званий.

«АиФ»: - Как выражались классики, кадры – золотой запас…

В.Б.: - И золотой запас, и в данном случае самый весомый аргумент в пользу высокого имиджа вуза. Вряд ли в другом вузе Беларуси вы найдете такой мощный преподавательский и научный состав. Когда к нам приходят абитуриенты и получают информацию о том, кто их будет учить, конечно, они стремятся связать свою судьбу с БНТУ. В этом году от двух до четырех абитуриентов претендовали на такие специальности, как архитектура и архитектурный дизайн; оптико-электронные и лазерные приборы и системы; автосервис; торговое оборудование и технологии; упаковочное производство; интеллектуальные приборы, машины и производство и другие.

«АиФ»: - То есть БНТУ не ведет профориентационной работы в школах, с тем чтобы заполучить побольше абитуриентов?

В.Б.: - Наоборот, БНТУ ведет такую работу в больших масштабах. Мы хотим, как вы отметили, заполучить как можно больше абитуриентов и отобрать из них лучших. Отличный студент – отличный выпускник – отличный специалист – это тоже не в малой степени работает на имидж вуза.

Вот вам свежий пример. Совсем недавно вернулись с практики студенты-пятикурсники строительного факультета нашего университета. Я там сейчас читаю лекции. Спрашиваю ребят, как у них дела с предстоящим распределением на работу. Отвечают, что некоторые из них уже работают в Минске, все остальные тоже определились с работой, и само распределение будет лишь формальным актом. А один из студентов не без гордости заметил: «Да мы все нарасхват, потому что из Политеха!» И я подумал: какой молодец! Понимаете глубину ответа: я из Политеха – и этим все сказано. Значит, наши педагогические зерна дали хорошие всходы.

А если на вопрос смотреть шире, то, конечно же, ответ в значительной мере отражает громадную работу не только специальных, но и гуманитарных кафедр.

«АиФ»: - Кстати, Владимир Андреевич, вы затронули интереснейший вопрос – о роли и месте кафедр гуманитарного профиля в техническом вузе, об их имидже. Часто представители таких кафедр жалуются на неравноправие, на притесненность «технарями», а то и вовсе на свое жалкое существование. В одном из интервью вы упоминаете, что в БНТУ вас привели хорошая деловая атмосфера и морально-психологический климат в вузе.

В.Б.: - Не отрицаю и сегодня, что именно данные обстоятельства и склонили меня к переходу. Морально-психологический климат – одно из важнейших слагаемых имиджа трудового коллектива, если хотите, его образа в глазах людей со стороны. Коллективу, где прописались ссоры, склоки, интриганство, наветы и тому подобное, высокий имидж недоступен. А в вузе такая обстановка чревата еще и тем, что она накладывает свой отпечаток  на студентов. Слава богу, у нас ничего подобного нет.

Ну, а что касается места и роли кафедр гуманитарного профиля в техническом вузе, то без них нельзя подготовить профессионально способного инженера или менеджера и всесторонне развитого человека. В БНТУ работают кафедры философских учений, отечественной и мировой истории, экономических теорий, экономики и права, менеджмента и другие. Кафедры экономики есть в составе всех факультетов. Думаю, что сами названия кафедр говорят о месте и роли гуманитарного знания в БНТУ. Мы стремимся, чтобы наш «технарь» был в то же время образованным человеком с широким кругозором. Чтобы у него все получалось и в технической среде, и в человеческой.

Вы вправе возразить: и все же не у всех так получается. Бывает, специалист хороший, а выдвинули его руководителем – и не умеет организовать дело, не складываются отношения с людьми. Считаю, что здесь большая недоработка вузовских гуманитариев: недоучили. Но у БНТУ есть все основания гордиться своими бывшими студентами. Среди них – лауреат Нобелевской премии Жорес Иванович Алферов, первый заместитель премьер-министра страны Владимир Ильич Семашко, председатель Миноблисполкома Борис Васильевич Батура, пять послов Республики Беларусь в иностранных государствах, министры… Перечень можно продолжить иностранными гражданами, получившими у нас образование.

«АиФ»: - Так много вышло из стен БНТУ знаменитостей! Вот вы говорите об иностранцах-выпускниках… Как котируется диплом университета за рубежом?

В.Б.: - Он признается на территории всех стран СНГ, Европы, Индии, Китая, Вьетнама, Латинской Америки, арабских государств. Признается потому, что в нем полновесный набор по международным меркам не только специальных предметов, но и гуманитарных дисциплин.

Никакого притеснения кафедр в БНТУ я не почувствовал. Не скрою, есть определенные сложности в понимании гуманитарной проблематики коллегами– «технарями». Некоторым из них наши дисциплины представляются менее значимыми. Что же, мы ведем с ними дискуссии, научно аргументируем свою позицию, приводим в пример мировой опыт. Я в таких случаях советую почитать воспоминания Эйнштейна, который утверждает, что для достижения научного успеха он больше информации почерпнул из книг Достоевского нежели из специальной литературы.

«АиФ»: - Не секрет, что сегодня преподаватели гуманитарных дисциплин обеспокоены слухами о том, что в связи с сокращением сроков обучения в вузах могут объединить разнородные гуманитарные кафедры в одну. Скажем, собрать вместе политологию, социологию, историю, философию, педагогику, психологию, экологию, жизнедеятельность и назвать высшим обществоведением…

В.Б.: - Действительно, такие слухи ходят в вузовских коридорах. Но я в них не хочу верить, потому что это будет означать, во-первых, образовательное, идейное и моральное обкрадывание студентов. Во-вторых, как минимум на ступень опустит качественное насыщение учебного процесса. И, в-третьих, это будет нож в спину имиджа вузов. Такой подход неизбежно приведет к сокращению часов на дисциплины социально-гуманитарного профиля. И невольно возникает вопрос: что это будут за специалисты и кто признает их дипломы?

Опять-таки сошлюсь на пример. Недавно военно-технический факультет университета посетил министр обороны Беларуси Юрий Викторович Жадобин. На его вопрос о том, какого качества специалистов мы готовим, руководство факультета дружно ответило: «Хороших, товарищ генерал!». Второй вопрос: «А какую гуманитарную подготовку даете им?». Замешкалось с ответом руководство факультета. Тогда министр и говорит: «Подготовить хорошего специалиста – важное дело. Но это полдела. А вторая его половина – в кого будут стрелять ваши выпускники? Постоянно думайте об этом!».

Все это дает мне основание надеяться на присутствие здравого смысла у тех, кто будет принимать окончательное решение по дисциплинам социально-гуманитарного блока. Тем более что образовательная сфера в нашей стране за последние годы прошла уже через ряд экспериментов. А зарубежные коллеги не перестают говорить лестные слова о нашей советской системе образования.

«АиФ»: - То есть вы консервативны к реформе образования…

В.Б.: - Любая реформа приносит плоды только в том случае, если она проводится не ради реформы. Но вот что в современных вузах надо бы укрепить, так это исследовательскую работу. В наше время очень зримо обозначилась настоятельная необходимость для вуза  вести глубокие научные изыскания.

Вся мировая практика, включая достижения Нобелевских лауреатов, убедительно демонстрирует: вуз крепко стоит на ногах лишь в том случае, если в нем учебный процесс не просто тесно связан с научными исследованиями по основным дисциплинам, но и постоянно питается их результатами. Правильно требует руководство БНТУ: все кафедры и лаборатории должны поставить себе задачу, чтобы учебный процесс и научная работа были единым целым. Это еще одно важное слагаемое имиджа.

Однако, возвращаясь к началу нашего разговора, скажу так: высокий имидж вуза – это и его былая слава, и настоящая. И та очень трудная, порой малозаметная, методическая, педагогическая, научная, воспитательная работа со студентами, которая должна вестись постоянно. Остановился – и все накопленное рассыпалось, как карточный домик. Я это хорошо знаю из собственного опыта. Лет 5-6 назад в мировом сообществе городов Минск приобрел славу видного научного центра.

«АиФ»: -  Вы тогда работали директором Института Мингорисполкома.

В.Б.: - Мы разработали стратегический план, концепцию развития города, создали прочную научную базу под комплексное развитие города. Этот опыт позаимствовали некоторые европейские столицы, в частности Варшава.

«АиФ»: - Журналистам помнятся международные научные конференции по проблемам развития крупных городов, на которых мы брали интервью у мэров и ученых из разных стран, жаркие дискуссии на этих конференциях, ваши брифинги, выступления в СМИ, по телевидению.

В.Б.: - Да, все это было. Но главное, что теоретические разработки Института под непосредственным контролем председателя горисполкома Михаила Яковлевича Павлова с колес внедрялись в городскую практику. Имидж города был как никогда высок. Ушел я, не стало Павлова – и все заглохло… Сегодня президент страны не зря ругает Мингорисполком за «махровый» бюрократизм.

Так что останавливаться нельзя – только вперед! Такую уверенность придает опыт многих известных вузов, например, МГУ, МГИМО, Бауманского училища…

 

Записал Александр Акулик

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно