www.aif.by 0 4804

Кто работать будет? Как поднять престиж профобразования

Статья из газеты: 24/04/2013

Кто работать будет? Как поднять престиж профобразования.

 

На фоне высокого спроса на высшее образование желающих освоить рабочие специальности гораздо меньше: по ряду специальностей из года в год наблюдается недобор. Как планируется решать этот вопрос?

По мнению министра образования Беларуси Сергея МАСКЕВИЧА, никакой проблемы нет.

- Более того, я абсолютно уверен, что интерес к профессиональному образованию будет повышаться. Снижение интереса и спроса на него наблюдалось из-за раскрученности высшего образования, с которым многие люди связывают свою жизнь и дальнейшие перспективы. Но сейчас мы видим, что на рынке труда нужны специалисты высокого уровня - хорошие строители, которые могут качественно выполнять свою работу, работники сферы обслуживания, которые могут общаться с клиентами на иностранных языках. Поэтому сегодня заработная плата рабочих в сфере реального производства может быть выше, чем у специалистов с высшим образованием, - говорит министр образования.

Важно понять, как сделать так, чтобы подготовка кадров профессионально-технической сферы была экономически выгодной, шла в русле современного развития и была готова к интеграции в современное производство. Необходимо готовить кадры при непосредственном участии производств, ведь там модернизация проходит быстрее и можно изучить производство «с колес».

Сергей Маскевич считает, что учреждения образования в современных условиях обязаны быть готовыми к совместной работе с компаниями, предприятиями - заказчиками кадров.

Современные вызовы

На недавно состоявшейся в Минске международной конференции «Профессиональное образование в условиях глобальных вызовов» первый заместитель главы Администрации президента Александр РАДЬКОВ подчеркнул: тема подготовки рабочих кадров в Беларуси всегда была актуальной, особенно сейчас:

- В СССР была практика размещения производств в Беларуси, Украине, странах Балтии. Когда мы стали суверенной страной, то пришлось решать: оставить производства или уйти от них. Это была непростая задача. В небольшой Беларуси удалось сохранить тракторный, металлургический, автомобильные, телевизионные заводы, нефтехимическую промышленность. А значит, есть колоссальная потребность в обеспечении кадрами - рабочими, среднего звена, инженерными. Сколько кого готовить - это уже следующая задача кто это должен делать, на каком оборудовании…

Говоря о важности развития системы высшего образования, Александр Радьков тем не менее отметил:

- Мы можем увеличить подготовку кадров для IT-сферы в три раза, а на полях работать  тогда кто будет? А у станка кто будет? Кто будет автобус водить или метро строить?

Первый заместитель главы Администрации президента также обратил внимание на то, что некоторые рабочие места современных предприятий сейчас требуют не просто рабочего, а специалиста с высшим образованием, и в настоящее время стоит задача решить, как готовить современного рабочего. Ведь пока студент учится, за пять лет технологии принципиально меняются - значит, надо думать, как задействовать в подготовке специалистов само производство. Нужно проанализировать и число учебных заведений, и качество подготовки их выпускников. Есть, например, предложение объединить профтехучилища и колледжи. Этот вопрос тоже нуждается в глубоком анализе, потому что подготовка рабочих отличается от подготовки специалистов-управленцев среднего звена - бригадира, мастера, технолога.

Юлия ТАЙНИКОВА 

В ТЕМУ

Первый заместитель министра образования Александр ЖУК:

- Развитие профессионального образования в Беларуси будет осуществляться с учетом изменений в социально-экономическом комплексе, перед которым стоят задачи снижения материало- и энергоемкости производства, ускорения развития сферы услуг и высокотехнологичного сектора, уменьшения зависимости экономического роста от переработки импортных топливно-сырьевых ресурсов, развития малого предпринимательства. Предстоит резко сократить более чем двукратное отставание Беларуси от среднеевропейского уровня производительности труда. В этом отношении нужны поиск и использование принципиально новых механизмов мотивации работников к высокопроизводительному труду.

К 2015 г. в Беларуси планируется обеспечить рост ВВП на уровне 162-168% за пятилетие, увеличить объем экспорта товаров в 2,2 раза, повысить производительность труда в 1,6 раза, увеличить долю инновационной промышленной продукции до 20%.

 

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Олена БЕХ, руководитель международных проектов в сфере профессионального образования Европейского фонда образования, региональный менеджер по Беларуси:

- Мы надеемся, что лучшие наработки, которые существуют в ЕС, будут использоваться в Беларуси при реформировании системы профессионального образования и при развитии человеческого капитала с акцентом на обеспечении качества образования в соответствии с потребностями рынка труда.

Очень важно быть во взаимодействии с работодателями и создавать партнерство, направленное на развитие новых квалификаций, на то, чтобы выпускник на рынке труда был гибким и умело приспосабливался к изменяющимся условиям и вызовам, стоящим перед экономикой.

Олена Бех отметила необходимость предоставления не только формального образования, но и различных форм подготовки, переподготовки, переквалификации, которые бы позволяли людям без работы или тем, чьи навыки устарели, найти свое место на рынке труда, а работодателям - отыскать квалифицированных работников. Также очень важно, чтобы работодатели могли четко сформулировать свои потребности и взаимодействовали с системой профессионального образования в формировании стандартов обучения.

 

Загрузка...
Загрузка...

REDTRAM
NNN
Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Газета

Подписка в 2020 году

Актуальные вопросы

  1. Из-за чего может взорваться или загореться смартфон?
  2. Боятся ли заморозков цветная и белокочанная капусты?
  3. Почему электростеклоподъемники смертельно опасны для маленьких пассажиров?
REDTRAM
NNN

Новое на AIF.by