6361

Четкая линия: чем живет минская «подземка»

№ 48 от 28 ноября 2012 года 28/11/2012

С чего все начиналось

…В 1971 году Минск стал городом-«миллионником». Конечно, еще не было привычных нам сегодня пробок,  но транспортные проблемы разрастающейся белорусской столицы могло решить только строительство метрополитена.

Поэтому в 1973 году был разработан и утвержден проект строительства первой очереди Минского метрополитена – всего 8 станций: от «Института культуры» до «Московской».

5 мая 1977 г. начались первые работы. Велись они в районе будущей станции, получившей название «Парк Челюскинцев». На тот момент в республике еще не было своих специалистов-метростроевцев, поэтому в Минск приехали опытные проектировщики из Москвы, Ташкента, Баку, Харькова и Киева. Позже специально для подготовки кадров в Белорусском национальном техническом университете кафедра «Мосты» была  преобразована в «Мосты и тоннели». С 1979 года  начали готовить специалистов для строительства Минского метрополитена.

16 июня 1977 г. на месте будущей станции в торжественной обстановке - в духе лучших советских традиций - была вбита первая свая! И уже вскоре строительно-монтажные работы вовсю кипели на пяти станциях и перегонах между ними. Громадная стройка набирала обороты. Любопытный факт: из Днепропетровска в столицу Белоруссии был доставлен первый 120-тонный проходческий щит. 

Отделка первой станции - «Волгоградская» (первоначальное название станции «Московская») - началась уже в 1980 году. Кстати, именно в Минске был впервые применен поистине революционный метод – «стена в грунте», который позволял вести строительство рекордными темпами.

26 июня 1984 г. первые лица белорусского  правительства  проехали на «пробном» поезде по первой линии от станции «Институт культуры» до станции «Московская».  А уже через 4 дня новый вид транспорта стал доступен всем минчанам. 

Но город  стремительно развивался.  Изменений потребовало и минское метро. В 1986 году открывается станция метро «Восток». Специалисты уже тогда думали над проектом второй линии… Первые поезда повезли своих пассажиров от станции «Фрунзенская» до станции «Тракторный завод» 30 декабря 1990 г.

В 1995 году открылись станции «Молодежная» и «Пушкинская», через два года - третий участок второй линии: от «Тракторного завода» до станции «Автозаводская».

А вот строительство станции «Могилевская» растянулось на целых 7 лет –  возводилась она в сложных условиях.

В 1996 году решено было протянуть «подземку» в самые отдаленные спальные районы в западной части Минска. Их связали  с центром столицы три станции: «Спортивная», «Кунцевщина» и «Каменная горка». 
В восточном направлении подземка была продлена на две станции: «Борисовский тракт» и «Уручье». Так метро вышло за МКАД белорусской столицы. 

Минская «подземка» сегодня

Сегодня минский метрополитен – это 2 линии общей протяженностью 31,5 км, 28 станций и 2 электродепо. Нагрузка на метро довольно серьезная: на него приходится 36% от всех пассажирских перевозок. Ежедневно через «подземку» проходит около 800 тысяч человек. Причем, как говорят специалисты, с ухудшением погоды  число пассажиров в метро увеличивается примерно на 20%.

Надо отметить, что белорусское метро - мелкого заложения. Его глубина достигает всего 15 метров. Для сравнения  –  некоторые станции московского метро уходят под землю на 80-100 метров.

Все дело в сложных геологических условиях строительства. В Минске высокий уровень грунтовых вод, плотная городская застройка, насыщенная сеть инженерных коммуникаций. Это и диктует технологические нюансы. Станции строятся в котлованах с креплением металлическими или бетонными буронабивными сваями, а перегонные тоннели между ними прокладываются в основном закрытым способом с помощью немеханизированных проходческих щитов. Белорусские метростроевцы  практически вручную разрабатывают  грунт. Это очень трудная работа…

Что же касается безопасности, то и мелкое, и глубокое метро одинаково безопасны. Но для пассажира, конечно, удобнее мелкое метро: человеку не нужно ехать на длинных эскалаторах, чтобы попасть на станцию.

С каждым годом жителей столицы Беларуси становится все больше, город "обрастает" новыми микрорайонами. Горожане сетуют – две линии метро уже не справляются с растущим пассажиропотоком. Но Валерий Чеканов уверен, что минское метро еще не исчерпало своих возможностей. Обновленный метрополитен, в котором к 2030 году планируется построить еще две линии, рассчитан по мощности на 2 и более миллиона жителей .

Как станцию назовешь…

Название станций метрополитена определяет специальная комиссия по топонимике при Мингорисполкоме, которая использует различные принципы и подходы. Эта же комиссия дает имена улицам, микрорайонам и др. К примеру, свои названия станции «Грушевка», «Михалово», «Петровщина» получили от деревень, которые раньше были на этих местах. Станции первой линии созвучны с названиями площадей – «Площадь Якуба Коласа», «Площадь Победы».

А вот станция «Спортивная» первоначально должна была быть «Раковской» –  по названию шоссе, которое ведет в сторону Ракова. Но резало слух нехорошее созвучие с названием заболевания. В это же время недалеко от станции построили спортивный комплекс. Так, за год до открытия пришлось не только переименовывать  станцию, но и переделывать ее архитектурное оформление.

Лицом к пассажирам

Первую линию минского метрополитена оформляли представители различных архитектурных школ Беларуси. Несмотря на лаконичность и сдержанность, каждая станция является в своем роде произведением искусства.

В основе оформления новых станций метрополитена  - функциональность, но при этом в каждой из них есть что-то уникальное.

Станции различаются прежде всего цветовым решением и пластикой подвесных потолков. Так как наименования станций нередко созвучны с названиями деревень, то и в интерьерах присутствует тема природы. В отделке преобладают гранит, мрамор, металлокерамика, полированная нержавеющая сталь. Важный нюанс - все выходы оборудуют навесами для защиты от непогоды.

Что дальше?

В перспективе минская подземка должна разрастись до 4-х линий. В ноябре уже принимают пассажиров новые станции «Грушевка», «Михалово» и «Петровщина». Через год на карте города должна появиться «Малиновка», а позднее «Щемыслица» - конечная станция первой линии метро юго-западного направления.

Сейчас разрабатывается обоснование инвестирования первого участка третьей линии от станции «Фрунзенская» до «Корженевского». Она свяжет Курасовщину и Зеленый луг. Уже в начале следующего года  начнется ее строительство, а время сдачи в эксплуатацию намечено на 2017 год. Третья линия пройдет через центр города. Чтобы не сносить домов и коммуникаций, для работы необходимо приобрести новый механизированный проходческий щит, скорость которого достигает 400 метров в месяц (сейчас – 50 метров в месяц).

Кстати, по словам Валерия Чеканова, сегодня скорость строительства метро в  Минске вернулась к показателям Советского Союза – примерно километр в год.

После распада СССР стройка в Минске продолжалась. Правда, теперь в год выходило около 300-400 метров готового метро.

А если брать во внимание тот факт, что техника уже устарела, это очень хорошая скорость, уверен собеседник.

Вообще, строительство метрополитена - это дорогое удовольствие. Так, 1 км готового метро стране обходится в 45-50 млн долларов. В Москве 1 км стоит около 5 млрд российских рублей.

А вот популярного во многих странах мира наземного метро в Минске в ближайшей перспективе не будет. Как объяснил Валерий Чеканов, по санитарным нормам от рельса до ближайшего жилого здания должно быть 100 метров.

- Получается, что из городской черты надо выкинуть 200 метров. Ведь квартира в новом доме рядом с метро, как правило, на 30% дороже. Это слишком дорогое удовольствие для столицы, где земля на вес золота!

Кроме всего прочего, чтобы все улицы пересекали метрополитен, на разных уровнях придется строить мосты, а для людей – пешеходные надземные или подземные переходы.

Интересные факты

Средняя скорость поезда в метро с учетом остановок  – 40 км в час.

Длина станции минского метрополитена - 102 метра.

В Минском метрополитене курсируют поезда российского производства (Санкт-Петербург и Мытищи). Создавать свое производство экономически невыгодно.

В «Минскметрострое» трудятся 1500 человек. В Москве в этой области трудятся 30 000 человек.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно