23682

Что делать, если под окнами рубят деревья или строят автозаправки

№ 41 от 13 октября 2010 года 13/10/2010

Наши читатели часто возмущаются, что под их окнами рубят деревья, строят автозаправки, закрывают небо уплотненной застройкой. Часто эти возмущения звучат постфактум. Между тем законодательство сегодня не мешает стать людям на защиту окружающей среды в качестве общественных инспекторов охраны природы. Они имеют право принимать участие в проверках субъектов хозяйствования, принимать меры по предупреждению, пресечению нарушений природоохранного законодательства, вносить в исполкомы и органы Минприроды предложения по вопросам охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. Могут производить забор проб, замер необходимых параметров для передачи на анализ и экспертизу в органы Минприроды, участвовать в рейдах по борьбе с браконьерством и иметь при этом личное охотничье ружье (Согласно Положению об общественном инспекторе охраны природы, утвержденному Минприроды).

От первого лица

Легко ли пользоваться своими правами на практике, рассказала «АиФ» общественный инспектор по охране природы из Минска Светлана Парахневич.

- Все началось в 1998 году с защиты скверов по ул. Притыцкого в районе Кальварийского кладбища. Там должны были построить мойку с пунктом шиномонтажа, разворотное кольцо, выставку-продажу. Оказалось, что озелененные территории скверов города не имели техпаспортов, не были защищены от посягательств нормативными актами. Де-факто – скверы, а де-юре – земли общего пользования, которые можно отводить под застройку. Кроме того, в Генплане Минска 2003 года, утвержденном указом президента №165, для скверов, бульваров не был определен регламент по режимам размещения объектов, что стали ловко использовать чиновники. Сколько раз, защищая скверы от застройки, уничтожения значительной их части, я получала ответы из разных органов власти – «не противоречит регламентам генплана, утвержденного указом президента №165». Стало понятно, что экологически важные скверы, бульвары – озелененные территории для повседневного отдыха людей, приближенные к местам их проживания, учебы, работы,  требуют правовой защиты.

Пришлось упорно и методично при каждом удобном случае в разных органах власти – Конституционный суд, Комитет госконтроля, Комитет архитектуры, Минприроды – ставить вопрос о правовой защите скверов. На это ушло много лет. Но, наконец, в скорректированном генплане Минска, утвержденном указом президента №234 от 5 мая 2010 г., благодаря пониманию, поддержке и твердой позиции Минприроды появилась долгожданная норма. Согласно ей на территории объектов озеленения (бульвар шириной 15-50 м, сквер на городских улицах и площадях, перед общественными зданиями, сквер в жилых районах, на жилых улицах, между домами) «запрещается размещение капитальных строений всех видов строительства». То есть там уже сегодня нельзя строить, скажем, какой-нибудь торговый объект, раздирая сквер на части стоянками и пр. инфраструктурой. Таким образом, из работы по защите конкретных скверов вырос общий нормативный акт. Но эту норму сразу стали нарушать.

Например, продавливать уничтожение Бондаревского сквера в границах ЦУМа – ул. Гикало - библиотеки им. Пушкина - под строительство открытой многоуровневой стоянки. Явно «скверная» проблема не исчезла. Не сомневаюсь, что рассредоточенные по городу свободные озелененные территории скверов будут подвергаться атакам постоянно при таком отсутствии экологического мировоззрения. Только теперь утверждать, как прежде, что это не противоречит регламентам генплана, уже будет не с руки. Потому что – противоречит!

О правовой базе

- Одна из самых сложных проблем в нашей работе – правовая база.

Ведь чтобы грамотно ставить и решать вопросы о нарушениях, необходимо быть во всеоружии. Без ссылок на действующие нормативные акты конструктивная аргументация невозможна. Взять хотя бы Закон о растительном мире. А к нему, видите, какая стопка постановлений, положений Совмина, Минжилкомхоза, Мингорисполкома.

Прибавьте к этому постоянно вносимые поправки… И так к каждому основному Закону. Кроме того, есть еще комплекс технических нормативных актов в области архитектуры и строительства. Многие технические кодексы содержат экологические требования и нормы.

А еще регламенты генплана, указы президента… Приходиться просить, добывать все это через Орхусский центр, Минприроды, проектировщиков. Проблема информации требует системного подхода.

КСТАТИ

Общественные инспекторы утверждаются приказами министра природных ресурсов и охраны окружающей среды по представлению республиканских органов госуправления; областного (Минского городского) исполкома; структурных подразделений Минприроды, и председателя областного (Минского городского) комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды по представлению местных исполнительно-распорядительных органов, начальника городской, районной, горрайинспекций природных ресурсов. Необходима характеристика с места работы (учебы), где указывается, какими знаниями и опытом в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов обладает кандидат. Руководство деятельностью общественных инспекторов осуществляют органы Минприроды, которые должны давать им задание, организуют учебу и инструктирование, оказывают практическую и методическую помощь в природоохранной работе.

Общественный инспектор выполняет работу без определенной оплаты. Предусмотрены только поощрения в виде почетных грамот и  выплат вознаграждений за вскрытие браконьерства.

ПОЛЕЗНЫЙ АДРЕС

Информацию о законодательных актах в природоохранной сфере можно получить в Орхусском центре: Минск, Якубова,76, оф.28 т. (017) 247 64 56, https://aarhusbel.com, эл. почта: aarhus_center@tut.by.

Оставить комментарий (0)