26922

Что поможет белорусским чиновникам эффективнее работать с людьми?

№ 40 от 6 отктября 2010 года 06/10/2010

Так считает заведующая сектором мониторинга и социально-экономического развития Института экономики НАН Беларуси Татьяна ВЕРТИНСКАЯ.

После экономического кризиса многие страны мира решили сэкономить на госрасходах, сократив бюрократический штат. В Беларуси чиновников более 55 тыс. Намерены ли в нашей стране урезать госаппарат?

Не ломая систему

- Татьяна Сергеевна, по-вашему, вопрос переизбытка государственных служащих в Беларуси еще не назрел?

- В начале 2000-х в Беларуси уже сокращали госаппарат: тогда были ликвидированы многие комитеты. В ближайшее время вопрос о дальнейшем сокращении не стоит. Если для решения какого-то вопроса, который решал определенный чиновник, создан экономический механизм и видно, что чиновник стал рудиментом, тогда его должность можно ликвидировать. А если вместе с чиновником убирать вопросы, которые он решал, то мы совершаем зло. Во-первых, не решаются вопросы, за которые он отвечал. Во-вторых, человек лишается работы, и его нужно будет где-то трудоустроить.

Сегодня перед Министерством экономики стоит задача – создать экономический штаб с креативной командой, новыми методами управления, который придет на смену сегодняшней бюрократической системе. Это очень сложно, но лучше пойти по этому эволюционному пути, чем по пути полного разрушения старого, что может  привести к неуправляемости страны.

- В таком случае нужно оставить все как есть?

- О лишних чиновниках можно говорить только на верхнем этаже власти. Но это абсолютно не касается тех чиновников, которые работают непосредственно с населением. Более того, их количество надо увеличивать. Зачастую госслужащие делают формальную работу, во многом оторванную от действительности. Когда они завалены работой, то даже не выходят на улицу и не знают реальных проблем жителей их населенного пункта. А в сельсовете, например, один председатель и секретарь. Как они могут решать проблемы всего населения?

Учить управлять

- А какие вопросы тогда стоят перед белорусской властью?

- Для Беларуси актуальна дебюрократизация власти. На местном уровне эту проблему можно решить созданием новых структур. Этим летом у нас был принят Закон «О местном управлении и самоуправлении». Доселе у нас делался упор на усиление системы исполнительной власти, президентской вертикали, что в определенной мере оправдывалось реализацией масштабных госпрограмм. Новым законом предусматривается работа ассоциаций местного управления и самоуправления (разработкой документов по их созданию сегодня занимаются в Совете Республики). Для чего нужны такие ассоциации? Зачастую избранные в местные советы депутаты не имеют ни малейшего представления о том, что такое управление. Всех их в Академию управления учиться не отправишь. Исправить положение помогут областные ассоциации, которые возьмут на себя вопросы обучения депутатов, издания методических рекомендаций для народных избранников, организации обмена опытом между регионами.

Еще один назревший вопрос - депутаты не знают, как запрос населения претворить в поправку в закон. Не сиюминутно решить вопрос, а глобально. Снова же – этому будет учить ассоциация. Это означает, что влияние населения на принятие решений государством усиливается.

- Часто работа местных советов стопорится из-за недостатка финансирования. Ассоциации смогут выручить деньгами?

- Да, появляется возможность получения определенных финансовых ресурсов. За счет международного сотрудничества и побратимских связей возможно будет получить зарубежные гранты. У нашего бизнеса также появляется выстроить более тесный диалог с властью: помогая финансово ассоциациям, предприниматели улучшают свой имидж перед властью. Тем самым бизнесмены могут упрочить свои позиции в городе. Но, конечно же, для этого требуется внести изменения в действующее законодательство.

Антон ТРОФИМОВИЧ

Оставить комментарий (0)