Анна Крючкова 1 760

Детский адвокат. Нужен ли в школе независимый арбитр?

В некоторых странах существует дополнительный механизм защиты детей – школьный омбудсмен, или уполномоченный по правам ребенка. Как он работает и нужен ли в белорусских школах?

У нас ребенок скорее пожалуется на загруженность, чем на плохое обращение.
У нас ребенок скорее пожалуется на загруженность, чем на плохое обращение. © / Фото из открытых источников

Когда в школах дети сталкиваются с унижением или попадают в конфликтные ситуации, проблемы, как правило, решают их родители совместно с классным руководителем или администрацией школы. В некоторых странах существует дополнительный механизм защиты детей – школьный омбудсмен, или уполномоченный по правам ребенка. Как он работает и нужен ли в белорусских школах?

Опыт - 10 лет

В РФ эксперимент по внедрению в школы омбудсменов длится уже более 10 лет. Рекордсменом стал Южный округ Москвы, где уполномоченные по правам детей появились практически во всех школах. В итоге в прошлом году Мосгордума предложила сделать эту должность штатной, признав эксперимент удачным. Однако дискуссии о необходимости этого института в российских школах продолжаются. Сторонники утверждают, что благодаря  омбудсмену дети осваивают навыки защиты своих прав на практике, а не в теории, снижается напряженность в ученическом коллективе, а рассмотрение конфликтов происходит более объективно. Аргументы противников сводятся к тому, что дети могут злоупотреблять своими правами, жалуясь по любому поводу, что грамотный директор сам в состоянии решить любой конфликт и лишний «надзиратель» школе не нужен.

В российской модели школьный омбудсмен – не совсем независимое лицо. Как правило, его выбирают на эту должность из числа школьных психологов и социальных педагогов. Причем в их компетенцию входит защита не только прав детей, но и прав других участников образовательного процесса, например, педагогов. В голосовании за кандидатуру омбудсмена принимает участие вся школа, включая школьников и родителей. Срок его полномочий – 4 года. За свой труд омбудсмены получают прибавку к зарплате от управления образования. По данным Ассоциации уполномоченных по правам ребенка в субъектах РФ, чаще всего школьники жалуются местным омбудсменам на плохое питание в столовой, недостаточный или непрофессиональный уровень преподавания, большой объем домашнего задания, необъективные, с их точки зрения, нормы оценивания. А вот жалоб на жестокое и унизительное обращение, насилие  не так много.

Шведская модель

Институт школьных омбудсменов хорошо развит в Швеции. Там это независимая организация.  О подробностях ее деятельности «АиФ» рассказал омбудсмен шведской школы Vittra Джосимар БЛАНКО:

- В Швеции для защиты прав детей существует школьная инспекция. Помогает ей в работе независимая организация «Представители детей и школьников» (сокращенно BEO). Я являюсь ее членом.  В отличие от инспекции, которая, как правило, разбирается в уже произошедших  конфликтах, наша организация действует на опережение – помогает школам создать и соблюдать условия, в которых будут  учтены все нужды детей и исключены оскорбительное отношение и насилие. То есть наша работа главным образом направлена на профилактику проблемных ситуаций. Моя роль состоит в мониторинге соблюдения прав школьников, анализе проблем на организационном уровне и консультировании администраций школ, как можно их избежать и решить. Но мы также имеем полномочия проводить собственные расследования по жалобам учеников и их родителей, в том числе - как они были рассмотрены администрацией и следует ли школа принятым обязательствам. Моя должность позволяет смотреть на ситуацию со стороны, и в этом ее преимущество.

Я считаю, что представитель школьников - очень важная роль, так как она служит повышению объективности учебного процесса, а также позволяет учесть мнения детей, которые лучше других знают свои нужды и могут предложить собственные решения.

Больше всего жалоб, с которыми сталкивается в своей работе Джосимар Бланко, связаны с оскорбительным, унизительным обращением с детьми и недовольством родителей тем, как эта проблема решается в школе.

Конвенция о правах ребёнка.
Конвенция о правах ребёнка. Фото: Фото из открытых источников

- Мой анализ жалоб показывает, что в большинстве случаев ситуации не были тщательно исследованы и проанализированы администрацией школы, в связи с чем были приняты неправильные решения проблем. Каждая школа в Швеции должна иметь план профилактики буллинга (системного жестокого  обращения). Но качество содержания и исполнения этих планов в школах разное. И одна из причин этого - отсутствие компетенции у школьной администрации. Мы помогаем составить реально работающий план, привлекая самих детей к его составлению. Мои наблюдения говорят о том, что конфликты и унижающее достоинство обращение чаще возникают там, где среда не приспособлена к различным потребностям учеников, в том числе имеющих психоневрологические и другие нарушения. Речь идет о том, что называется инклюзией. В школах, где не стараются создать условия для инклюзии, проблем с недостойным обращением и унижением больше, - говорит эксперт.

Белорусский вопрос

Нужен ли в нашей стране такой институт? По мнению координатора программной деятельности по защите прав детей Представительства Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) в Республике Беларусь Александра КАРАНКЕВИЧА, это очень хорошая инициатива, которую стоит распространить и в Беларуси.

- Задачи школьного уполномоченного очень близки к задачам уполномоченного по правам ребенка на уровне страны либо региона. Это защита и содействие реализации прав учащихся в учреждении образования, разрешение конфликтных ситуаций, выражение интересов детей перед администрацией, правовое просвещение. ЮНИСЕФ на протяжении ряда лет ведет с правительством Беларуси разговор о создании в стране института уполномоченного по правам ребенка на национальном либо региональном уровне. В своих заключительных замечаниях Комитет ООН по правам ребенка рекомендовал нашей стране создать в стране независимый (вневедомственный) механизм мониторинга положения детей и защиты их прав. Национальный план действий по улучшению положения детей и охране их прав на 2004-2010 годы предусматривал организацию мер по введению института уполномоченного по правам ребенка. Но до сих его в стране нет.

Загрузка...

REDTRAM
NNN
Оставить комментарий
Вход
Лучшие комментарии
  1. Владмир Панцаков
    |
    10:30
    20.02.2017
    1
    +
    -
    Добрый день. Еженедельно прочитываю газету АИФ, как говорится от корки до корки. И всякий раз сталкиваюсь, так сказать, с нечистоплотность людских помыслов. Вот и в №7 прочитал статью "детский адвокат". Скоро у людей, создающих подобные предпосылки к узакониванию, подобных проектов, станет зашкаливать от собственного величия. А, как известно, сейчас почти нет ограничений в зарабатывании денег, и под это можно подвести любой закон, главное, его нужно правильно пролоббировать. Всем Россиянам, у которых дети учатся в школах, известно, что такое детский адвокат, в большинстве случаев, он не оправдывает своего назначения. А просвещённая Швеция, где живут семьи, в которых непонятно, кто из родителей папа, а кто мама, вообще не может служить нам эталоном. Но дело не только в этом, необходимо всегда думать, прежде чем сделать какой-то шаг, а тем более то, что касается школы. Ведь это не только дети, но и родители, и что немало важно, учителя! Неужели в школах уже не хватает психологов-социологов, не хватает всех тех специалистов, которых ежегодно выпускают из стен высших учебных заведений? Неужели Министерство Образование РБ хочет расписаться в собственной, мягко говоря, слабости? И если это так, то давайте не будем останавливаться на достигнутом. Сначала введём в школах адвоката, оплата которого, кстати, ляжет на плечи налогоплательщиков, а может и родителей, это как развернуть, после введём в школу детского прокурора, затем детский суд, детскую полицию, армию и т.д. Фантазия чиновников, и тех, кто им будет помогать в данных проектах, может развиваться по абсурдному плану. Но я думаю, что у нас и так, за последнее время, придумано немало абсурдных законов. Хорошо, что не все они воплотились в жизнь, а некоторые, хоть ми были приняты, но вовремя отменены. Вот я и призываю законотворческих людей, не принимать поспешных решений, что бы потом их не отменять, а народу не было бы обидно и стыдно, за свою страну! И вообще если вдуматься, то кому, нужны подобные проекты, а нужны они, тем людям которые, создают эти творения, и из которых, они, да ещё те чиновники, лоббирующие данные творения, что бы получать свою выгоду, в том числе и финансовую. А за все подобные, сомнительные эксперименты, будет платить страна, а страна это, как известно, народ. А в стране сейчас и без того нелёгкое финансовое положение. Вот я и призываю, господ законотворчества, подумайте, подумайте! С уважением, Владимир Панцаков.
Комментарии (1)
  1. Владмир Панцаков
    |
    10:30
    20.02.2017
    1
    +
    -
    Добрый день. Еженедельно прочитываю газету АИФ, как говорится от корки до корки. И всякий раз сталкиваюсь, так сказать, с нечистоплотность людских помыслов. Вот и в №7 прочитал статью "детский адвокат". Скоро у людей, создающих подобные предпосылки к узакониванию, подобных проектов, станет зашкаливать от собственного величия. А, как известно, сейчас почти нет ограничений в зарабатывании денег, и под это можно подвести любой закон, главное, его нужно правильно пролоббировать. Всем Россиянам, у которых дети учатся в школах, известно, что такое детский адвокат, в большинстве случаев, он не оправдывает своего назначения. А просвещённая Швеция, где живут семьи, в которых непонятно, кто из родителей папа, а кто мама, вообще не может служить нам эталоном. Но дело не только в этом, необходимо всегда думать, прежде чем сделать какой-то шаг, а тем более то, что касается школы. Ведь это не только дети, но и родители, и что немало важно, учителя! Неужели в школах уже не хватает психологов-социологов, не хватает всех тех специалистов, которых ежегодно выпускают из стен высших учебных заведений? Неужели Министерство Образование РБ хочет расписаться в собственной, мягко говоря, слабости? И если это так, то давайте не будем останавливаться на достигнутом. Сначала введём в школах адвоката, оплата которого, кстати, ляжет на плечи налогоплательщиков, а может и родителей, это как развернуть, после введём в школу детского прокурора, затем детский суд, детскую полицию, армию и т.д. Фантазия чиновников, и тех, кто им будет помогать в данных проектах, может развиваться по абсурдному плану. Но я думаю, что у нас и так, за последнее время, придумано немало абсурдных законов. Хорошо, что не все они воплотились в жизнь, а некоторые, хоть ми были приняты, но вовремя отменены. Вот я и призываю законотворческих людей, не принимать поспешных решений, что бы потом их не отменять, а народу не было бы обидно и стыдно, за свою страну! И вообще если вдуматься, то кому, нужны подобные проекты, а нужны они, тем людям которые, создают эти творения, и из которых, они, да ещё те чиновники, лоббирующие данные творения, что бы получать свою выгоду, в том числе и финансовую. А за все подобные, сомнительные эксперименты, будет платить страна, а страна это, как известно, народ. А в стране сейчас и без того нелёгкое финансовое положение. Вот я и призываю, господ законотворчества, подумайте, подумайте! С уважением, Владимир Панцаков.
Все комментарии Оставить свой комментарий
Газета

Подписка в 2018 году


Актуальные вопросы

  1. Каковы основные итоги встречи Лукашенко и Алиева?
  2. Правда ли, что при плохой погоде больше хочется выпить?
  3. Можно ли разным людям пользоваться одной мочалкой?
REDTRAM
NNN

Новое на AIF.by