Анна Крючкова 0 912

Детский адвокат. Нужен ли в школе независимый арбитр?

В некоторых странах существует дополнительный механизм защиты детей – школьный омбудсмен, или уполномоченный по правам ребенка. Как он работает и нужен ли в белорусских школах?

У нас ребенок скорее пожалуется на загруженность, чем на плохое обращение.
У нас ребенок скорее пожалуется на загруженность, чем на плохое обращение. © / Фото из открытых источников

Когда в школах дети сталкиваются с унижением или попадают в конфликтные ситуации, проблемы, как правило, решают их родители совместно с классным руководителем или администрацией школы. В некоторых странах существует дополнительный механизм защиты детей – школьный омбудсмен, или уполномоченный по правам ребенка. Как он работает и нужен ли в белорусских школах?

Опыт - 10 лет

В РФ эксперимент по внедрению в школы омбудсменов длится уже более 10 лет. Рекордсменом стал Южный округ Москвы, где уполномоченные по правам детей появились практически во всех школах. В итоге в прошлом году Мосгордума предложила сделать эту должность штатной, признав эксперимент удачным. Однако дискуссии о необходимости этого института в российских школах продолжаются. Сторонники утверждают, что благодаря  омбудсмену дети осваивают навыки защиты своих прав на практике, а не в теории, снижается напряженность в ученическом коллективе, а рассмотрение конфликтов происходит более объективно. Аргументы противников сводятся к тому, что дети могут злоупотреблять своими правами, жалуясь по любому поводу, что грамотный директор сам в состоянии решить любой конфликт и лишний «надзиратель» школе не нужен.

В российской модели школьный омбудсмен – не совсем независимое лицо. Как правило, его выбирают на эту должность из числа школьных психологов и социальных педагогов. Причем в их компетенцию входит защита не только прав детей, но и прав других участников образовательного процесса, например, педагогов. В голосовании за кандидатуру омбудсмена принимает участие вся школа, включая школьников и родителей. Срок его полномочий – 4 года. За свой труд омбудсмены получают прибавку к зарплате от управления образования. По данным Ассоциации уполномоченных по правам ребенка в субъектах РФ, чаще всего школьники жалуются местным омбудсменам на плохое питание в столовой, недостаточный или непрофессиональный уровень преподавания, большой объем домашнего задания, необъективные, с их точки зрения, нормы оценивания. А вот жалоб на жестокое и унизительное обращение, насилие  не так много.

Шведская модель

Институт школьных омбудсменов хорошо развит в Швеции. Там это независимая организация.  О подробностях ее деятельности «АиФ» рассказал омбудсмен шведской школы Vittra Джосимар БЛАНКО:

- В Швеции для защиты прав детей существует школьная инспекция. Помогает ей в работе независимая организация «Представители детей и школьников» (сокращенно BEO). Я являюсь ее членом.  В отличие от инспекции, которая, как правило, разбирается в уже произошедших  конфликтах, наша организация действует на опережение – помогает школам создать и соблюдать условия, в которых будут  учтены все нужды детей и исключены оскорбительное отношение и насилие. То есть наша работа главным образом направлена на профилактику проблемных ситуаций. Моя роль состоит в мониторинге соблюдения прав школьников, анализе проблем на организационном уровне и консультировании администраций школ, как можно их избежать и решить. Но мы также имеем полномочия проводить собственные расследования по жалобам учеников и их родителей, в том числе - как они были рассмотрены администрацией и следует ли школа принятым обязательствам. Моя должность позволяет смотреть на ситуацию со стороны, и в этом ее преимущество.

Я считаю, что представитель школьников - очень важная роль, так как она служит повышению объективности учебного процесса, а также позволяет учесть мнения детей, которые лучше других знают свои нужды и могут предложить собственные решения.

Больше всего жалоб, с которыми сталкивается в своей работе Джосимар Бланко, связаны с оскорбительным, унизительным обращением с детьми и недовольством родителей тем, как эта проблема решается в школе.

Конвенция о правах ребёнка.
Конвенция о правах ребёнка. Фото: Фото из открытых источников

- Мой анализ жалоб показывает, что в большинстве случаев ситуации не были тщательно исследованы и проанализированы администрацией школы, в связи с чем были приняты неправильные решения проблем. Каждая школа в Швеции должна иметь план профилактики буллинга (системного жестокого  обращения). Но качество содержания и исполнения этих планов в школах разное. И одна из причин этого - отсутствие компетенции у школьной администрации. Мы помогаем составить реально работающий план, привлекая самих детей к его составлению. Мои наблюдения говорят о том, что конфликты и унижающее достоинство обращение чаще возникают там, где среда не приспособлена к различным потребностям учеников, в том числе имеющих психоневрологические и другие нарушения. Речь идет о том, что называется инклюзией. В школах, где не стараются создать условия для инклюзии, проблем с недостойным обращением и унижением больше, - говорит эксперт.

Белорусский вопрос

Нужен ли в нашей стране такой институт? По мнению координатора программной деятельности по защите прав детей Представительства Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) в Республике Беларусь Александра КАРАНКЕВИЧА, это очень хорошая инициатива, которую стоит распространить и в Беларуси.

- Задачи школьного уполномоченного очень близки к задачам уполномоченного по правам ребенка на уровне страны либо региона. Это защита и содействие реализации прав учащихся в учреждении образования, разрешение конфликтных ситуаций, выражение интересов детей перед администрацией, правовое просвещение. ЮНИСЕФ на протяжении ряда лет ведет с правительством Беларуси разговор о создании в стране института уполномоченного по правам ребенка на национальном либо региональном уровне. В своих заключительных замечаниях Комитет ООН по правам ребенка рекомендовал нашей стране создать в стране независимый (вневедомственный) механизм мониторинга положения детей и защиты их прав. Национальный план действий по улучшению положения детей и охране их прав на 2004-2010 годы предусматривал организацию мер по введению института уполномоченного по правам ребенка. Но до сих его в стране нет.

Загрузка...
Загрузка...

REDTRAM
NNN
Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Газета

Актуальные вопросы

  1. Можно ли веганам и вегетарианцам пить вино?
  2. Имеет ли право кассир в магазине досмотреть мои вещи?
  3. Куда должны ставить штамп на почтовой открытке?
REDTRAM
NNN

Новое на AIF.by