2856

Доступный отдых. Все категории туристов хотят путешествовать с комфортом

"Аргументы и факты" в Беларуси № 08 21/02/2017
Идеальное путешествие - когда с большим багажом не устаешь.
Идеальное путешествие - когда с большим багажом не устаешь. АиФ

С 12 февраля Беларусь могут посещать без виз туристы из 80 стран мира. По прогнозам, благодаря безвизовому режиму поток желающих познакомиться с Синеокой должен увеличиться как минимум на 20%.

В Беларуси есть на что посмотреть - «АиФ» неоднократно писал о туристическом потенциале страны. Кроме достопримечательностей, цены на товары и услуги здесь доступные для приезжих. Не на все, конечно, но в Интернете можно найти немало восторженных отзывов тех же соседей-россиян: как же в Беларуси все дешево!

Но есть одна тема, которая пока у нас не всем понятна, - доступный туризм, который еще называют инклюзивным, безбарьерным или туризмом для всех.

Обычно доступность ассоциируется с более низкими ценами на путевки, со скидками. «Однако доступный туризм подразумевает в первую очередь возможность получения услуг широкой категорией людей с особыми потребностями, - отметила преподаватель кафедры международного туризма факультета международных отношений Белорусского государственного университета Наталья БОРИСЕНКО-КЛЕПАЧ. - И речь не только о людях с инвалидностью, каждый из нас в те или иные моменты жизни может стать представителем такой категории: это мамы с маленькими детьми; люди пожилого возраста и имеющие нестандартные вес или рост; туристы с большим багажом; часто к этой категории относят туристов, не знающих иностранных языков. На мой взгляд, доступный туризм актуален для всех нас, и любая туристическая поездка должна быть организована таким образом, чтобы каждый чувствовал себя комфортно».

О растущей популярности доступного туризма свидетельствуют цифры: уже сегодня его рынок составляет 11% мировых туристических потоков, а к 2020 году, по прогнозам, достигнет 22%. В США ежегодно безбарьерный туризм приносит 17 млрд долларов прибыли, в Великобритании - 12 млрд фунтов стерлингов. Люди с особыми потребностями имеют высокую покупательскую способность и хотят путешествовать с комфортом. Поскольку к 2050 году 20% населения в мире перешагнут 60-летний возрастной рубеж, - а это категория, требующая повышенной доступности, - представителям туриндустрии есть о чем задуматься. «Игнорировать это направление нельзя, - считает Наталья Борисенко-Клепач. - Его нужно начинать развивать в Беларуси уже сейчас, чтобы не отстать от других стран. К слову, на кафедре туризма факультета международных отношений БГУ проявили большой интерес к теме доступного туризма и в нынешнем учебном году ввели первый в Беларуси специализированный курс для студентов по организации доступного туризма - это большой шаг для страны».

Что имеем

В конце прошлого года Офис по правам людей с инвалидностью совместно с Белорусским государственным университетом при помощи волонтеров провели мониторинг туристических объектов Минска. «В целом мониторинг показал, что большинство туристических объектов столицы недоступны или доступны только с посторонней помощью, - рассказала Наталья Борисенко-Клепач. - Из 68 проанализированных объектов радикально недоступны 36, часть объектов оказалась доступна не для всех: при оценке доступности волонтеры проверяли, можно ли приехать на объект на общественном или личном транспорте, есть ли доступный вход в здание и др. Надо сказать, что туристы с особыми потребностями, которые выбирают страну для путешествия, больше значения придают не достопримечательностям, а тому, насколько безопасно им будет там находиться с точки зрения удовлетворения социальных потребностей, комфорта. Но у нас далеко не все отели, заявляющие о своей доступности, действительно являются таковыми. И, к сожалению, дискуссия о необходимости изменений в этой сфере пока не вышла на желаемый для нас государственный уровень, но мы готовы поделиться наработками и опытом».

К чему придут

Во время мониторинга были обнаружены несколько фирм, которые периодически пытаются оказывать туруслуги людям с особыми потребностями. Например, руководитель одной из компаний Елена СУХИНА целенаправленно ориентируется на пенсионеров, значительная часть которых социально активна и хочет путешествовать: «Когда мы составляем маршрут, учитываем, какой должна быть пешеходная экскурсия, чтобы не утомлять туристов. Подбираем транспорт, чтобы было много пространства, учитываем индивидуальные особенности каждого и характер общих заболеваний при рассадке. В будущем хотим развивать туры для людей с проблемами зрения и слуха».

«Но в целом можно сделать вывод: индустрия доступного туризма в Беларуси только зарождается, - говорит Наталья Борисенко-Клепач. - Кому-то сложно развивать это направление ввиду физических барьеров, кому-то это кажется экономически невыгодным, но рано или поздно к этому должны прийти».

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно