3719

Драгоценная находка. «Золотой поезд» — миф или реальность?

№ 1 от 5 января 2016 года 05/01/2016

История началась интригующе: в середине августа в одну из юридических фирм города Валбжих поступило обращение от двух мужчин, гражданина Польши и гражданина Германии. Из него следовало, что эти двое в заброшенном тоннеле обнаружили немецкий бронепоезд времён Второй мировой. И у них есть все основания предполагать, что этот состав длиной чуть ли не 150 метров доверху набит золотом, драгоценностями и произведениями искусства, награбленными нацистами в ходе войны. Предполагаемый вес груза — 300 тонн. Имена мужчин не разглашаются.

Верю — не верю

Представители польских властей повели себя в высшей степени странно. Сначала прошла информация, что шкуру неубитого медведя, то есть не найденное пока что золото, намереваются делить по-честному: «Должно быть сделано всё, чтобы вернуть эту собственность законным владельцам». Потом выяснилось, что представителя Министерства культуры Польши Петра Жуховского неправильно поняли и делить не собираются вовсе: «Если поезд будет найден, он станет собственностью государственной казны Польши». А глава польского Центробанка Марек Бел и вовсе заявил, что считает сообщение о находке нацистского золота враньём. Тем не менее к Валбжиху стянуты внушительные силы полиции, а сам район оцеплен: «Несколько гектаров леса мы обезопасили, оттеснив оттуда людей». Иными словами, сделано всё, чтобы сенсация состоялась.

Любой практикующий археолог скажет, что в каждой мест­ности, даже в самой захудалой деревушке, обязательно есть легенда о том, что где-то рядом закопаны сокровища. Неважно чьи — Рюрика, Степана Разина, Ермака, Наполеона, Мамая, мифического разбойника Кудеяра, скифских царей или коммунистической партии. На худой конец — шамана или местного колдуна. Над такими байками принято смеяться. Хотя в реальности может быть всякое. Когда-то в районе Ростова Великого я скептически выслушал историю о спрятанном в лесу золотом баране. Через неделю примерно в том самом месте была обнаружена курганная группа.

А ведь здесь — времена не Рюрика и даже не Ермака. Ещё живы очевидцы, которые видели, как немцы покидали эти места и как сюда входила Красная армия. Собственно, на их показаниях и построили алгоритм поиска. Было заявлено, что одному из нашедших, немцу, эту тайну доверил перед смертью престарелый знакомый, который участ­вовал в маскировке поезда.

В ставке фюрера

Сомневаться в существовании состава не приходится. Как минимум это зафиксировано документально. В отчёте о воздушном налёте на Бреслау (так назывался Вроцлав в годы немецкой оккупации) от 4 февраля 1945 г. говорится, что 40 спецвагонов из Кёнигсберга благополучно пережили бомбардировку и направлены в Ауэрсвальде. Но здесь более-менее точные сведения заканчиваются. По одним данным, советские военнопленные разгружали дошедший до Ауэрсвальде поезд — «таскали какие-то ящики. Потом их спрятали в саксонских лесах, а пленных расстреляли». По другим — состав до места так и не добрался, а сгинул на перегоне Вроцлав — Валб­жих. По третьим — поезд успели разгрузить ещё во Вроцлаве, а потом ящики с драгоценностями погрузили на грузовики, и колонна ушла в неизвестном направлении, ориентировочно в сторону чешских Судет.

На последнем варианте настаивал действительный свидетель и участник тех событий Герберт Клозе, бывший капитан полиции Бреслау, арестованный польскими властями в 1953 г. Кроме того, он добавил, что участвовал в изъятии у населения драгоценностей. Дейст­вительно, незадолго до подхода к Бреслау советских войск комендант города издал указ, предписывающий сдать всё золото в городской банк. Логично предположить, что это золото было добавлено к грузу поезда. Тем более что после взятия Бреслау в банке не нашли ни единой крупинки золота — следы его были потеряны. Советские войска, дислоцированные в тех местах, занимались поисками и после войны. Более того — в замке Ксёнж, главной досто­примечательности окрест­ностей Валбжиха, располагалась казарма. А ведь именно в районе Ксёнжа зафиксировано самое большое количество тоннелей и подземных галерей. Многие из них были опечатаны до 1990 г.

Скептики утверждают, что офицер немецкой полиции, арестованный в послевоенной Польше, спасая свою шкуру, мог наплести ещё и не то. Тем более что именно с Нижней Силезией связан самый крупный корпус легенд о нацистских тайнах. Якобы здесь планировалась постройка гигантских подземных заводов, хранилищ и даже новой ставки Гитлера.

Но, кстати, последнее — чистая правда. Во всяком случае, адъютант Гитлера Николаус фон Белов раздражённо писал об этом: «Планом, который мы критиковали, являлась по­стройка новой, более обширной ставки фюрера в Силезии, район Вальденбурга. Там велись дорогостоящие работы силами узников концлагерей». Вальденбург нынче носит название Валбжих, где, собственно, и может находиться поезд. Так что внимательнее следите за сводками...

Мнение экперта

Ярон Сворай, израильский писатель и режиссёр (снял фильм о сокровищах, спрятанных евреями на немецко-французской границе перед войной. В 2004 г. нашёл один из таких кладов):

— Вся эта история — вопрос веры. Если кто-то верит, что в этом районе спрятано золото или драгоценности, его уже не переубедить. Лично я считаю, что шансы весьма малы. Вся моя многолетняя практика говорит о том, что такого просто не может быть. Я понимаю, что вам, русским, очень хочется, чтобы в этом составе нашли Янтарную комнату. Тем более что вроде бы всё сходится — поезд шёл из Кёнигсберга. Но максимум, что может присутствовать в тоннеле, — груз оружия, боеприпасов или стратегического сырья. Минимум — сам подвижной состав. Известий о том, что этот «золотой поезд» нашли, за послевоенные годы было огромное количество. Ни одно из них не подтвердилось. Думаю, что весь нынешний шум на руку только работникам местных музеев и турфирмам — у них явно вырастет посещаемость.

Клады Смутного времени
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно