12136

Гиганты мыслят. Какое будущее ждёт белорусскую промышленность?

№ 22 от 26 мая 2015 года 26/05/2015

 

Кризисные явления в странах - торговых партнёрах Беларуси послужили поводом для противоречивых сведений о действительном состоянии дел на экспортоориентированных белорусских промышленных гигантах, таких как, например, ОАО «МАЗ» и ОАО «МТЗ». но, как выяснил «AиФ», везде работа продолжается, зарплаты выплачиваются регулярно.

Как за последнее время изменился уровень доходов белорусских рабочих? Почему их численность на крупных промышленных предприятиях сокращается? Что происходит с рабочим графиком, а также объёмом производимой и реализуемой продукции?

Зарплата

С вопросом об уровне зарплат «АиФ» обратился к руководству ОАО «МАЗ». За I квартал 2015 года средняя зарплата на ОАО «МАЗ»  (управляющая компания холдинга) составила 6 миллионов 359,8 тысячи рублей, или 433 доллара*. По данным руководства ОАО «МТЗ», зарплата на тракторном заводе за тот же период - 7 млн 65,7 тыс. руб., или 481 доллар. Для сравнения: на ОАО «Белшина» - 6 млн 550,6 тыс. руб., или 446 долларов. В ОАО «МАЗ» и ОАО «Белшина» в I квартале 2015 года в сравнении с аналогичным периодом 2014 года отмечается снижение средней зарплаты работников на 520 тысяч и 465 тысяч рублей соответственно, и только ОАО «МТЗ» по этому показателю продемонстрировало рост - свыше 200 тысяч рублей. Но даже в случае с тракторным заводом уровень зарплат в долларовом эквиваленте за год снизился более чем на 220 долларов. Для сравнения: номинальная начисленная среднемесячная заработная плата по республике в январе - марте сложилась на уровне 6 млн 226,4 тысячи рублей.

Представленные выше данные - официальная информация. Многие ли белорусские рабочие в I квартале 2015 года имели ежемесячную зарплату свыше 6 миллионов? За комментарием «АиФ» обратился к Александру ЯРОШУКУ, председателю Белорусского конгресса независимых профсоюзов.

- Очень сложно анализировать эти данные, поскольку и ОАО «МАЗ», и ОАО «МТЗ», равно как ОАО «Гомсельмаш» и ряд других предприятий, работают в режиме сокращённого рабочего графика. Бывает, и по четырёх-, и по трёхдневному графику. Не могу говорить с уверенностью, как именно производятся подсчёты уровня заработной платы, но раньше практиковался такой способ: средний уровень зарплаты считали исходя из данных об отработанных днях. При этом человек по факту мог работать 15 дней в месяц и получать 2/3 тарифа.

По словам эксперта, сложившаяся ситуация не вызвала существенного социального напряжения, поскольку люди «получили свои две трети заработка» и свободное время, которое можно было потратить на отдых или подработку.

- Вопрос, что будет дальше. Та зарплата, которую наши работники получают сейчас, не заработана. Наши коллеги, работающие в одном из цехов МАЗа, рассказали, что в начале 2014 года они в среднем получали около 8 миллионов рублей в месяц. Был момент, когда завод работал по трёхдневному графику, однако зарплата оставалась всё та же - 8 миллионов рублей!

Александр Ярошук утверждает, что стратегически важные белорусские промышленные гиганты находятся в особых, привилегированных условиях.

- 6,5-7 млн рублей в месяц - реальный уровень оплаты труда на сегодня. На крупных государственных предприятиях зарплаты ниже этого уровня снижать не станут. Гораздо хуже дела обстоят у работников предприятий на периферии. Сегодня в регионах рабочие получают по 1,5-2 млн.

К слову, на ОАО «МАЗ», ОАО «МТЗ» и ОАО «Белшина» подчеркнули, что выплаты зарплат проводятся согласно коллективному договору.

Что касается графика труда, то, как рассказали «АиФ» на ОАО «МАЗ», «в связи со сложившейся сложной ситуацией с реализацией автотехники» предприятие перешло на 4-дневную рабочую неделю. При этом отдельные подразделения работают по особым графикам. Продолжительность рабочего дня - 8 часов. На ОАО «МТЗ» «организована 40-часовая рабочая неделя с продолжительностью рабочего дня 8 часов», а на ОАО «Белшина» трудятся «в соответствии с утверждёнными графиками работы (сменности) на 2015 год».

Кадры

На ОАО «МАЗ» и ОАО «МТЗ» признают снижение численности работников, которое объясняют естественным оттоком кадров (МАЗ) или убылью персонала (МТЗ). Речь идёт, например, об увольнении работника в связи с уходом на пенсию или окончанием срока контракта. При этом на ОАО «МАЗ» среднесписочная численность работников в I квартале 2015 года составила 17 526 человек. Для сравнения - в I квартале 2014 года их было
20 066 человек. Таким образом, за год ушли 2540 сотрудников. На ОАО «МТЗ» только за январь-март 2015 года списочная численность снизилась на 270 человек. На ОАО «Белшина» в I квартале 2015 года в связи с «оптимизацией численности» сотрудников сокращены 68 человек.

- Правительство исходит из того, что проблема оттока кадров если и существует, то по причине кризиса, и надо просто перетерпеть, пока ситуация в России нормализуется, а рынок оживёт, - говорит Александр Ярошук. - Но работники так не считают. Самое плохое - уходят они сотнями и тысячами. Речь идёт об инициативных, квалифицированных кадрах.

Производство

В первом квартале 2015 года производство автотехники на ОАО «МАЗ», по официальным данным, составило 1957 единиц, за первый квартал 2014 года - 3989 единиц. Уменьшение производства составило 2032 единицы.

На ОАО «МТЗ» в ответ на вопрос, насколько за первый квартал 2015 года в сравнении с I кварталом 2014 года сократились объёмы производства продукции, напомнили, что «Минский тракторный завод - валообразующее предприятие государственного масштаба - предлагает зарубежным заказчикам свыше 100 моделей тракторов в более чем 200 сборочных вариантах для работы во всех климатических и эксплуатационных условиях». В первом квартале 2015 года выпущены свыше восьми тысяч единиц тракторной техники. Для сравнения: в 2012 году, по данным БЕЛТА, завод произвёл более 60 тысяч тракторов, что равнозначно ежеквартальному производству в объёме 15 тысяч единиц.

На ОАО «Белшина» объём производства в I квартале 2015 года по сравнению с аналогичным периодом 2014 года снижен на 6,1%.

Падают и темпы реализации товара. В ОАО «МАЗ» за I квартал 2015 года реализовали 1290 единиц автотехники, за I квартал 2014 года - 4110 единиц. На ОАО «МТЗ» за I квартал 2015 года продали 10 149 единиц техники, в I квартале 2014 года - 13 648 единиц. На ОАО «Белшина» за тот же период спад продаж составил 5,7%.

- Крупным государственным промышленным предприятиям необходима глубокая модернизация, но где они найдут средства для этого? - продолжает эксперт. - Ни «МАЗ», ни «МТЗ» не рентабельны. Эти предприятия преимущественно ставят целью обеспечить занятость населения. Остаётся или продавать продукцию себе в убыток, или омертвлять оборотные средства, оставляя произведённую технику на территории предприятий, или включать печатный станок… Любое из этих решений несёт в себе тяжёлые последствия.

*Взят средневзвешенный курс иностранной валюты за I квартал 2015 года.

22-12-1

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно