Перемены зачастую не столь грандиозные, как ранее, хотя не менее серьезные. Новейшие технологии делают жизнь в мегаполисах все более комфортной, решая в первую очередь проблемы загруженности дорог, регулирования трафика, энергосбережения и защиты окружающей среды.
«Умные» дороги на карте Европы
В европейских странах немало внимания уделяется транспортной сфере и проблемам, которые нарастают с тех пор, как автомобили начали в прямом смысле вытеснять из городов человека, перекрывая дороги и потоки свежего воздуха. Важный задел на будущее – создание «умной» и «вежливой» среды при помощи высокотехнологичных разработок – информационно-транспортных систем (ИТС). Системы автомобильной связи - многофункциональные транспортные порталы 0 способны анализировать потоки движения с помощью специальных датчиков, публиковать в реальном времени данные о дорожной обстановке и т.д. К сервисам для водителей относятся также динамические дорожные указатели и табло, которые информируют о погодных условиях, загруженности на дороге или ДТП. Кроме того, во многих городах уже работают системы помощи при парковке.
ИТС очень полезны и для пассажиров. Онлайн-сервисы с расписанием общественного транспорта, сообщениями об обстановке в городе – все это давно уже стало нормой для многих городов. Так, к примеру, в британском Лестере можно узнать о причинах задержки автобуса, отправив SMS-запрос. В Сингапуре пожилые люди могут поднести смарт-карту к считывателю светофора — и зеленый свет будет гореть ровно столько, сколько требуется маломобильному человеку для перехода улицы.
Весьма интересен передовой голландский опыт: в рамках проекта Smart Highway в стране сейчас строятся тестовые автострады, покрытие которых может меняться в зависимости от внешних условий.
«Умные» дороги экономят электричество (освещение включается при приближении транспорта), могут предупреждать о непогоде и даже посредством индукции заряжать аккумуляторы едущих электромобилей.
У улиц тоже есть «уши»
Интересный проект Smart Santander реализуется в испанском городе Сантандер. Там на улицах, зданиях, тротуарах, дорожном полотне, транспорте установлены свыше 15 тысяч различных датчиков, которые постоянно мониторят уровень шума и загрязнения воздуха, фактическое расписание общественного транспорта, интенсивность дорожного движения, наличие свободных мест на парковках и т.д.
Выгоды для города вполне конкретные: регулируется интенсивность уличного освещения, совершенствуются сбор и вывоз мусора, экономится электроэнергия. На этой же инфраструктуре в 2012 году начал тестироваться еще один инновационный проект Ear-It. Его идея заключается в том, что благодаря использованию "умной" акустики можно автоматически регулировать дорожное движение и даже управлять энергетической эффективностью зданий. Простой пример: машина скорой помощи с включенной сиреной подъезжает к перекрестку, датчик улавливает звук и включает зеленый сигнал светофора. Аналогично – внутри здания. Присутствуют люди – раздаются шумы – нужно больше электричества. Все происходит беззвучно – система минимизирует расход всего, что только возможно.
Атрибуты «умного» города
Разумеется, «умные» технологии не ограничиваются дорогами и электропотреблением. В середине 1990-х авторы компьютерного языка Java грезили об «умном» доме и холодильниках, самостоятельно заказывающих еду через Интернет. Создатель Microsoft Билл Гейтс в свое время построил самую интеллектуальную на свете резиденцию Xanadu 2.0, обошедшуюся в 63 млн долларов.
Впоследствии это направление стало называться термином «Интернет вещей». При широком распространении на первый план вышли не столько бытовые интеллектуальные системы, сколько технологии безопасности, энергосбережения и защиты окружающей среды.
«Умное» городское планирование можно разделить на несколько направлений. Первое называется tech city – урбанистические технологии. Из последних примеров - строящийся в Дубае первый на планете район с контролируемой температурой воздуха: 4,5 млн м2 полностью кондиционированного пространства, включающего крупнейший в мире торговый центр, парк, отели на 20 тыс. мест, 7 км пешеходных дорожек, огромный медицинский центр и др.
Другое направление – planned city – это новые центры старых городов, редевелопмент промзон и суперпарки, развивающие связи между городскими районами. Пример: в последние годы путем исследования данных мобильных операторов и другой статистики (Big Data) удалось достоверно выяснить, что жители отдаленных районов Москвы почти вдвое чаще бывают в соседних районах, чем в центре. Выходит, для решения транспортной проблемы важнее не хайвеи, а мелкие улочки и проезды.
Показателен опыт столицы Испании, где на месте 12-километровой трассы, которая проходила через город, появился парк Madrid Rio. Шоссе никуда не исчезло, просто его спрятали в туннель, а освободившаяся территория и прилегающие неприглядные участки стали одним из самых больших, красивых, продуманных и современных общественных пространств города.
Новые парки связали уже существовавшие вдоль реки Мансанарес бульвары и набережные. Кроме территорий для променада, здесь построены 12 спортивных зон, включая горку для скалолазов, детские площадки и пляжи, а также ботанические сады и велодорожки общей протяженностью 30 км. Получилось красивое и многофункциональное место, которое сразу же полюбили мадридцы.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть