www.aif.ru 0 17652

Как дать детям настоящую духовную свободу

Статья из газеты: 06/10/2010

В этом году День учителя в школах СНГ встретили традиционно тепло.

Учителя небольшой сельской школы, в которой побывал корреспондент «АиФ», уже потеряли треть окладов. Но сохранили нечто большее.

Об этом рассказывает заслуженный учитель РСФСР Татьяна КОНОВА.

- Татьяна Дмитриевна, в вашей школе на 60 учеников - 19 учителей: получается, на трёх детей один учитель. Почти индивидуальное обучение...

- Я в этой школе (село Старая Казинка Тамбовской области. -Ред.) всю свою жизнь проработала, 40 лет. Помню, как строили новое здание в 1977 г. Тогда у нас был большой колхоз, рассчитывали на 450 учеников, в классах по 30 человек сидело. А в 90-е годы всё распалось, люди без работы остались и в город потянулись. Сегодня в каждом классе по 6-7 учеников, но они получают полное среднее образование. Посмотрите наше расписание: алгебра, геометрия, химия, физика, история, биология, английский язык - не хуже, чем в городских школах, и все специалисты с высшим образованием.

- В связи с реформой образования многие сельские школы закрылись. Как вам удалось свою сохранить?

- У нас негласное распоряжение по области - оставить в каждом районе 2-4 базовые школы, остальные расформировать. Но наш районный глава С. В. Щукин отстоял 9 школ, а такие, как наша, сделал филиалами. Сегодня мы - Староказинский филиал Новоникольской средней школы. Хорошо, что местная власть понимает: если исчезнет школа, можно стирать с карты и село. И ещё: в нашей школе работают два музея - Рахманинова, на месте усадьбы которого построена школа, и фольклорный музей. У нас здесь ежегодно Рахманиновские чтения проходят, приезжают люди из Тамбова, Москвы, из-за границы. Для всего села это праздник. Получается, что школа - культурный центр в глубинке. Ни у кого рука не поднялась его уничтожить. Так и выжили.

- В почте «АиФ» очень много писем от учителей, которые в связи с реформой ждут увольнений, потеряли в зарплате из-за «подушевой» оплаты.

- Да, мы тоже потеряли в зарплате где-то треть. Но ни один педагог из школы не убежал. Мы ведь в коллектив случайных людей стараемся не брать. Почти все местные, многие нашу же школу окончили, мои ученики бывшие есть. Вот ещё два парня, пятикурсники Мичуринского пединститута (Мичуринск - райцентр Тамбовской обл. - Ред.), наши выпускники, сейчас на практике работают, получат диплом и домой вернутся. А городской учитель в сельской школе работать полноценно не может. Уроки закончились - он на автобус спешит. А мы здесь, если надо, с ребёнком и два, и три часа после уроков сидим. Нет, это не репетиторство, да простят меня мои городские коллеги, у меня рука не поднимется с родителей деньги за это взять. Это всё равно что душу свою продать...

3 медалиста на 7 человек

- Министр образования А. Фурсенко объяснил закрытие маленьких школ тем, что в них, мол, дети получают неполноценное образование, для них дорога в вуз автоматически закрыта.

- Так это же от учителей всё зависит. В этом году мы выпустили 9 детей. Только двое поступили в колледжи, остальные 7 - в институт. А в 1996 году из семи выпускников трое были золотые медалисты. Вот вы правильно сказали, у нас почти индивидуальное обучение. Я с 5-го класса потихоньку ввожу углублённую программу по русскому языку и литературе. У кого-то укладывается в голове, у кого-то нет, но общий уровень всё равно высокий. Наши дети обязательно участвуют в областных олимпиадах, научных конференциях. И ещё один показатель: ЕГЭ по русскому языку в этом году наши выпускники сдали успешно - на 80 %!

- В последние годы не утихает спор о том, кто должен воспитывать ребёнка - семья или школа. Родители деньги бросились зарабатывать, учителя говорят, что за эти копейки они только программу отрабатывают. В результате ребёнок брошен.

- Да нет здесь никакого спора. Наших детей мы должны воспитывать вместе. Селяне, несмотря на трудную финансовую ситуацию, заинтересованы, чтобы дети учились. Вот в этом году мы подсчитали: чтобы собрать ребёнка в школу, надо 7-9 тыс. руб. Это и форма (она у нас обязательна), и учебники. Люди деньги всем миром собирали, но отправили 1 сентября детей со всем необходимым. Многодетным мы помогали, субсидии выбивали. А как иначе? Мы не делим детей на своих и чужих. У одного мальчика мама запила, отца нет, получается, неблагополучная семья. Ходим к ней, разговариваем, дополнительно с мальчишкой занимаемся, он не чувствует себя брошенным. Вообще детей после уроков из школы не выгоняем. Каждый учитель ведёт кружок, мальчишки до вечера в футбол гоняют или в зале в баскетбол играют. Школа - это дом и наш, и детей.

Работа с чистыми душами

- Вы известный педагог, президентский грант получили, медаль «Патриот России». Не было мысли карьеру сделать, в город уехать?

- Карьера учителя - это успехи его учеников. Мне предлагали места и в Мичуринске, и в Тамбове. А старший сын, он священник, мне сказал: «Мама, куда ты собралась? Город - безбожный край!» Я считаю внутренним предательством бросить всё, что сделано своими руками, бросить своих детей. Я ими действительно горжусь, всеми - и теми, кто успехов добился, и теми, кто просто людьми хорошими выросли. Помню, когда решила стать учителем, спросила своего папу, как он к этому относится. А он сказал: «Ты же с чистыми душами работать будешь, это такая благодать». Приходит к тебе ребёнок, а ты видишь не то, что он сейчас собой представляет, а то, что из него получится. Видишь только хорошее и развиваешь это. Если получается - вот он, успех учителя, не получается - горечь большая.

- Медаль «Патриот России» вам за уроки краеведения вручили и за музеи, которые вы в школе организовали. А сегодняшние дети, живя в материальном мире, патриотами могут стать?

- На словах можно быть кем угодно, главное - чтобы в душе это зародилось. Всё, что вы в этих музеях видите, мы вместе с детьми по крупинкам собирали. Историю семьи Рахманиновых лучше нас, похоже, никто не знает. В этом году выпускница наша писала работу о том, как породнились семьи Пушкиных и Рахманиновых... В фольклорном музее многие экспонаты из сундуков бабушек наших учеников. И это не просто вещи за стеклом. Тамбовский народный костюм, платья, юбки-блузки мы надеваем, когда спектакли ставим, если чего не хватает, сами шьём. За это старинное зеркало наши дети огород бабульке вскопали. А вот эти иконы женщина сама нам принесла, когда её мама умерла. В них ценности никакой, но на них несколько поколений староказинцев молились. Всё детям объясняем, рассказываем. К 65-летию Победы собирали семейные фотографии, награды фронтовиков наших, сельских. Дети для себя прежде всего многое про своих дедов-прадедов узнали. Теперь вот тему православия потихоньку вводим. Наконец в селе стали восстанавливать давно разрушенную церковь, мой сын там приход открыл. Говорим с детьми на эту тему. Ведь все наши беды и невзгоды от того, что мы слишком горды и тщеславны. А детям нужна духовная свобода, не та, псевдо-, что американской культурой навязана, а настоящая. Всё это у детей оседает и потом свои всходы даёт. И я уверена, что духовно мы так село возродить сможем - мы, сельские учителя. Только ещё надо материально помочь, чтобы работа была, чтобы дети после института сюда ехали. Но нам это уже, к сожалению, не под силу.

Татьяна КУЗНЕЦОВА, Тамбовская обл. - Москва

ДОСЬЕ

Татьяна КОНОВА родилась в 1946 г. в Рязанской обл. Окончила Мичуринский пединститут. Заслуженный учитель РСФСР, победитель президентского гранта, награждена медалью «Патриот России».

Загрузка...
Загрузка...

REDTRAM
NNN
Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Газета

Актуальные вопросы

  1. Можно ли в поезде пользоваться своим постельным бельем?
  2. Куда выкидывать лекарства?
  3. Чем сейчас занимается Александр Солодуха?
REDTRAM
NNN

Новое на AIF.by