22901

Налог на автомобили - заплатка для дорог или бюджета?

№ 3 от 15 января 2014 года 15/01/2014

 

Напомним, главным аргументом в пользу введения госпошлины за допуск транспортного средства к участию в дорожном движении стало то, что эти деньги будут направлены на ремонт, содержание и строительство дорог. Портал www.ej.by задался вопросом: так ли это?

Согласно данным Закона «О республиканском бюджете на 2014 год» лишь 20% собранных автомобильных пошлин будут направлены на ремонт дорог. В бюджете уже заняты предполагаемые сборы от государственной пошлины в размере 1,662 триллиона рублей. Но если изучить расходы госбюджета, то сразу возникают вопросы. Так, согласно республиканскому бюджету на дорожное хозяйство в 2014 году выделено 3,062 триллиона рублей, что почти в два раза больше, чем планируется собрать от государственной пошлины. Вроде все как и рассказывали представители властей. Но согласно бюджету 2013 года на автомобильные дороги в ушедшем году было направлено 2,361 триллиона рублей. Добавим инфляцию, которая только по официальным данным составила около 15% за год, и получим цифру в 2,715 триллиона рублей. Иными словами, в сравнении с 2013 годом финансирование дорог увеличено всего на 347 миллиардов рублей, что составляет немногим более 20% того, что планируется собрать. И это без учета того, что в 2014 году существенно вырастут и сборы с платных дорог Беларуси.

Напомним, Министерство транспорта и коммуникаций Беларуси прогнозировало, что к концу 2013 года поступления в бюджет сборов, взимаемых в системе BelToll, начавшей работу в августе прошлого года, составят около 400 млрд рублей.

Изменения

Если же взглянуть на структуру дорожных расходов в 2014 году, то здесь есть существенные изменения. Однако они все равно не сравнятся с теми суммами, которые выплатят белорусские автомобилисты. Так, на текущий ремонт дорог пойдут 550 миллиардов рублей, что выше уровня 2013 года (476 миллиардов рублей) всего лишь на величину годовой инфляции. То есть реального увеличения финансирования не будет. Значительно увеличены расходы на строительство и реконструкцию автомобильных дорог - 421,8 миллиарда рублей против 281,1 миллиарда в 2013 году.

Аналогичный рост произойдет и по позиции «капитальный ремонт автомобильных дорог» - 431,5 миллиарда рублей в 2014 году против 175,3 миллиарда рублей в 2013 году. Но даже если не брать в расчет инфляцию, то реальный рост этих расходов составит всего 396,9 миллиарда рублей. Иными словами, если отнять инфляционную составляющую, то мы опять же получим указанные выше 20% всех собранных пошлин.

Где деньги?

А где оставшиеся 80%? Они пойдут не на увеличение финансирования дорог, а по сути  для латания дыр в бюджете.

Думается, если бы граждане получали больше прозрачной и понятной информации о том, как, зачем и на что тратятся налоги, то и к самим налогам отношение было бы куда более приветливое и оптимистичное.

Андрей ТИХОНОВ

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно