1623

Монополии не пройдут. Сможем ли создать конкурентную среду для бизнеса

№ 24 от 14 июня 2016 года 14/06/2016

 

В нашей стране реорганизуют Министерство торговли. Новая структура возьмёт на себя функции антимонопольного регулятора. Бизнес-сообщество позитивно оценивает нововведения, необходимость в которых давно назрела, но опасается, что эффективность деятельности обновлённого Минторга будет невысокой из-за привилегированного положения госпредприятий.

24-12-2Многих белорусов оставила в недоумении новость о том, что в нашей стране создаётся новое министерство. Читатели «АиФ» обратили внимание, что это не вполне соотносится с ранее взятым государством курсом на сокращение штата чиновников.

В действительности о создании принципиально нового ведомства речи не идёт - уже действующее Министерство торговли наделят новыми функциями.

В состав нового Министерства антимонопольного регулирования и торговли передадут Департамент ценовой политики Министерства экономики и управления антимонопольной и ценовой политики облисполкомов и Минского горисполкома. Новый орган будет заниматься в том числе обеспечением развития и защиты конкуренции в нашей стране.

- Мы обязаны создать эффективную цивилизованную систему контроля за ценообразованием, - подчеркнул министр торговли Беларуси Владимир КОЛТОВИЧ.

ОФИЦИАЛЬНО

Как следует из комментария к Указу №188 от 3 июня 2016 года, размещенного на сайте президента Республики Беларусь, на новый антимонопольный орган возложены функции по противодействию монополистической деятельности и развитию конкуренции на товарных рынках республики, в том числе функции органа регулирования деятельности субъектов естественных монополий, регулированию цен и тарифов, контроля и регулирования потребительского рынка, в области госзакупок, рекламной деятельности и защиты прав потребителей.

Проблема есть

- Проблема антимонопольного регулирования в нашей стране существует, - заметил в интервью «АиФ» председатель ОО «Белорусский союз налогоплательщиков» Анатолий ТРУХАНОВИЧ. - Антимонопольная деятельность - одна из важнейших для бизнеса, однако нельзя сводить её к контролю за ценами - их отрегулируют покупатели, клиенты. Антимонопольный орган должен прежде всего регулировать цены, установленные монополистами. Например, я жду, что будет отрегулирована цена на газ в Беларуси, будет контролироваться в рамках антимонопольного регулирования монополист «Белтрансгаз» - его рентабельность не должна быть выше средней по стране. Так осуществляется антимонопольная деятельность в большинстве стран мира.

По мнению эксперта, если деятельность нового органа будет в полной мере соответствовать заявленным целям, то равные возможности для конкуренции на белорусском рынке получат как государственные, так и частные предприятия.

Строго по закону

С тем, что нововведение можно рассматривать в позитивном ключе, согласен председатель Белорусской научно-промышленной ассоциации Александр ШВЕЦ.

- Это шаг вперёд в сравнении с тем, что было: раньше антимонопольный орган Беларуси был представлен в лице Министерства экономики, где это направление не было основным. Появление нового ведомства особенно важно с точки зрения формирования конкурентной среды в Евразийском экономическом пространстве. Правда, есть определённые опасения, что обновлённое министерство будет больше заниматься антимонопольным регулированием в угоду государственной торговле и госпредприятиям по принципу «Все равны, но госпредприятия - ровнее».

Александр Швец настаивает на необходимости независимой деятельности анимонопольного органа.

- Ведь в чём раньше была проблема? Например, частное и государственное предприятия производят одинаковый вид продукции. Госпредприятие может привлечь кредит под 7-9%, а частное - по рыночной стоимости (свыше 30%). О каких равных условиях конкуренции можно говорить в таких условиях? Есть и ряд других вопросов. Наши облисполкомы научились с целью защиты местных рынков давать поручения, которые делаются в виде устных указаний. Задача антимонопольного органа в том, чтобы рассматривать показания свидетелей, если распоряжения отдавались устно. Хотелось бы, чтобы Министерство антимонопольного регулирования и торговли демонстрировало свою независимость и чёткую приверженность законодательству.

Как быть с субсидиями?

Оба эксперта сходятся во мнении, что на организацию деятельности новой структуры потребуется время. Создание эффективного антимонопольного органаневозможно в краткие сроки. В то же время возникает интересная ситуация: с одной стороны, эффективность деятельности Министерства антимонопольного регулирования и торговли напрямую связана с независимостью его позиции, с другой стороны, министерство находится в структуре исполнительной власти, то есть фактически подчиняется правительству, которое отвечает за достижение поставленных перед ним показателей, а потому заинтересовано в эффективной деятельности госпредприятий.

- Почему новую антимонопольную структуру передали в подчинение правительству, а не на уровень выше, то есть главе государства? Ведь даже Национальный статистический комитет напрямую подчиняется президенту, - вопрошает Александр Швец.

Цель обновлённого министерства - решение проблемы защиты внутреннего рынка республики путём создания равных конкурентных условий для всех его участников. Для всех - значит, и для госпредприятий. Но как сочетать это с их прямым и косвенным субсидированием? Сократят ли его? В таком случае предприятиям пришлось бы целиком полагаться на свои силы, а значит, в разы повышать эффективность своей работы. Но тогда возникает вопрос, почему этого не сделали раньше?

Пока открытых вопросов в связи с реорганизацией Минторга остаётся много. Это, впрочем, вовсе не означает, что затея не удастся.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно