16249

Жизнь взаймы. Зачем Беларуси нужны новые кредиты?

№ 11 от 15 марта 2016 года 15/03/2016

 

Беларусь снова прибегает к внешним заимствованиям. Принято решение о выделении нашей стране денег Евразийским фондом стабилизации и развития. Продолжаются утомительные переговоры с Международным валютным фондом (МВФ). В общей сложности в ближайшее время страна рассчитывает пополнить свои резервы на $5 миллиардов. Это $500 на каждого белоруса. Но увидят ли граждане эти деньги?

Совсем недавно посол России в Беларуси Александр СУРИКОВ обрадовал белорусские власти новостью о выделении ссуды.

- Решение достигнуто сейчас окончательно и бесповоротно. Потребуется какое-то количество дней, чтобы заключить договор, и после этого кредитные средства поступят в экономику Беларуси, - сообщил посол. Речь идёт о сумме в $2 миллиарда.

С МВФ договориться сложнее. Переговоры с организацией ведутся давно, по итогам последнего заседания их перенесли на апрель. Но эхо этих переговоров в виде роста цен на ЖКУ можно наблюдать уже сейчас. Беларусь рассчитывает получить от фонда около $3 млрд.

- Диалог с нашими коллегами из МВФ, полагаю, продолжится во время весенних апрельских встреч группы Всемирного банка и МВФ в Вашингтоне, - сказал первый заместитель министра экономики Александр ЗАБОРОВСКИЙ.

Планы

На что пойдут новые кредиты? Сегодня это самый актуальный вопрос, ведь внешний госдолг Беларуси уже составляет без малого $12,4 млрд. Не получится ли так, что деньги «проедят»? В феврале 2016 года по этому вопросу высказался председатель Совета Республики, экс-премьер Михаил МЯСНИКОВИЧ. По его словам, кредит МВФ Беларуси нужен на хорошие проекты, а не на потребление.

- Не на проедание, не на потребление. Жить надо за свои, - подчеркнул бывший глава правительства.

В свою очередь экономист Ярослав РОМАНЧУК считает, что если бы у властей были проекты, то они бы финансировались не за счёт внешних заимствований.

- Средства от МВФ и Евразийского фонда стабилизации и развития могут быть использованы для достижения макроэкономической стабилизации, создания институтов роста и развития, то есть на то, что прописано в кредитных договорах, - утверждает эксперт. - Судя по представленным нашими властями документам, а именно указу №78, а также проекту развития экономики Беларуси на 2016-2020 годы, - свой экономический курс государство менять не намерено. Если мы продолжим делать то же самое, что и раньше, да ещё и наберём новых кредитов, через 3-4 года стране может угрожать дефолт.

Не впервой

Беларусь заимствует деньги давно и довольно активно. В конце 2008 года официальный Минск обратился в МВФ с просьбой о заключении кредитного соглашения «стенд-бай». В результате в 2009 году фонд одобрил выделение нашей стране финансовых ресурсов в объеме около $2,46 млрд. Впоследствии эту сумму увеличили до $3,46 млрд.

В 2011 году Антикризисный фонд ЕврАзЭС (сегодня - Евразийский фонд стабилизации и развития) согласовал выделение Беларуси $3 млрд на три года. И это - не считая кредитов от прочих друзей нашей страны. Куда пошли эти деньги?

С таким вопросом «АиФ» обратился в Совет министров Республики Беларусь. Совмин переадресовал вопрос Министерству финансов, где после тщательных согласований был сформулирован следующий ответ:

«Привлечение в 2009-2015 годах Беларусью внешних госзаймов осуществлено в целях смягчения негативных последствий мирового финансового кризиса 2008-2009 гг., а также обеспечения макроэкономической стабилизации».

Данные средства (речь идёт, подчеркнём, о миллиардах долларов МВФ, Евразийского фонда стабилизации и развития, правительства и банков Российской Федерации) в полном объёме пошли на выплату долгов и пополнение резервов, или, как выразился Минфин, «своевременное выполнение обязательств по внешнему госдолгу и поддержание золотовалютных резервов». В Минфине отметили, что страна в указанный период достигла сбалансированного исполнения консолидированного бюджета, выполнила в полном объёме социальные обязательства и подтвердила свою надёжность как партнёра для международной финансовой системы. Напомним, период с 2009 по 2015 гг. белорусам запомнился в том числе повышением ставки подоходного налога, введением «транспортного налога», «налога на тунеядство» и т.д. За этот период курс доллара вырос более чем в 8 раз (с 2200 руб. за 1 у.е. на 1 января 2009 года до 18 569 руб. за 1 у.е. на 1 января 2016 года).

- Одно дело, когда деньги закладываются в ЗВР, чтобы они там сохранялись, чтобы не было колебаний валютного курса, - продолжает Ярослав Романчук. - А если их проели и мы имеем такую девальвацию рубля, то налицо вопиющий провал макроэкономической политики. Более того, за последние 15 лет Беларусь стала мировым лидером по инфляции!

Но, может быть, денежные вливания в итоге позитивно сказались на росте белорусской экономики? С 2012 по 2014 год валовой внутренний продукт увеличивался менее чем на 2% в год, а в 2015 году вообще упал на 3,9%. Сальдо внешней торговли товарами как было отрицательным до 2009 года, так отрицательным и осталось: в 2010 году минус составил $9,6 млрд, в 2012 году - $0,3 млрд, в 2014 году - $4,4 млрд.

Зависимость

Привлечение новых кредитов приводит к росту госдолга, который придётся выплачивать следующим поколениям белорусов. Значит ли это, что стране стоит отказаться от заимствований? Судя по активности, с которой правительство добивается получения кредитов, такой вариант сейчас даже не рассматривается. Это и понятно, учитывая, что только в 2016 году страна должна изыскать свыше $3 млрд на выплату госдолга.

Для Беларуси могло бы стать спасением восстановление цен на нефть, ведь страна по-прежнему львиную долю своего экспорта обеспечивает за счёт продажи нефти и нефтепродуктов. Кроме того, рост стоимости сырья привёл бы к восстановлению покупательной способности российского рынка, куда отправляются свыше 40% нашей продукции. Но даже наиболее оптимистически настроенные аналитики нефтяного рынка не берутся гарантировать, что цены на углеводороды в 2016 году подрастут хотя бы до $50 за баррель, из которых исходили при обсуждении бюджета страны на нынешний год. За четверть века своего суверенного существования Беларусь, как и многие страны СНГ, не избавилась от нефтяной зависимости и зависимости от положения дел на внешних рынках. Но что останется делать всем таким государствам, если цены на нефть так и не вырастут в ближайшие несколько лет? Ответ только один: учиться жить в новых экономических условиях.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно