5774

Вячеслав Костиков: Что у барина с мужиком?

№ 49 от 2 декабря 2014 года 02/12/2014

Действительно, на собор, помимо церковных иерархов, были приглашены представители парламентских партий, высшее руководство страны. Звучали слова о духовности, соборности, справедливости, солидарности и, конечно, единстве страны. Единодушие партийной и церковной элиты гремело, «как колокол на башне вечевой во дни торжеств и бед народных».

Кто услышал?

Но донеслись ли эти слова до глубинки? Воспринимают ли простые люди - прихожане скромных церквей в малых городах и селеньях - высокие слова о единстве и братстве?

В связи с этим мне вспоминается одно событие, участником которого я был, будучи послом РФ в Ватикане. Мне довелось однажды встречать группу наших паломников, приехавших в итальянский город Бари поклониться мощам Николая Чудотворца.

Паломники прибыли на пароходе и шли от порта до базилики св. Николая (а это несколько километров). Шли женщины, почтенные старцы, приходские священники, молодые матери с младенцами на руках, парни с иконами. Видно было, что все утомлены дальней дорогой и ослаблены долгим постом. Это была первая группа наших паломников, попавших за границу после многих десятилетий гонений на православную веру в коммунистической стране. Паломники никак не походили на участников нынешних торжественных соборов, а скорее на персонажей с полотен Михаила Нестерова или Павла Корина. Стоптанные ботинки, поношенные платья и пиджаки, дешёвенькие ситцевые косыночки. А на глазах - слёзы радости и истинной веры…

Качество креветок

Судя по письмам, которые приходят в редакцию «Аргументов и фактов», забытая страна и сегодня никуда не делась. О ней просто мало говорят. Может быть, потому, что снова вошли в моду «рапорты об успехах» и её как-то неловко вспоминать? Эта страна (с плохими дорогами, обветшалым жильём, полупустыми деревнями и заросшими полями) плохо вписывается в представления новой элиты - и светской, и духовной - о том, какой «должна быть» страна. На форумах, съездах, соборах, слётах, митингах, народных фронтах ведутся нескончаемые речи о сильном, вставшем с колен государстве. И мало кто вспоминает о той пропасти, которая отделяет народ от элиты и центр от периферии.

Пресса жарко обсуждает «тревоги» московского бомонда: из-за падения цен на нефть пустеют шикарные бутики, падает качество креветок в ресторанах. Гламурные газеты пишут о падении спроса на элитную недвижимость: особняк в Жуковке, который два года назад стоил 10 млн долл., теперь можно «легко» взять за 5 млн. Большая удача для тех, у кого есть миллионы! А как чувствуют себя те, кому не на что купить подорожавшее лекарство, кого интересуют цены не на яхты, а на гречку, молоко и бензин?!

Как велика пропасть?

Выступая на соборе, патриарх Кирилл упомянул о «пропасти между барином и мужиком», которая существовала в царские времена. Как бы давая этим понять, что в нынешней-то стране нет ни барина, ни мужика, а есть единение и любовь между властью и народом. По поводу господ - нынешних и бывших - интересные наблюдения можно сделать, прогуливаясь по центру Москвы. Вот скромный одноэтажный домик с мансардой на Остоженке, где некогда жил большой писатель и барин И. С. Тургенев. А вот домик Л. Н. Толстого на Пятницкой - в один этаж и четыре окна. А вот скромный особняк на Старом Арбате с табличкой «Здесь останавливался у своих друзей» «наше всё» А. С. Пушкин. Не поражает богатством и домик на Садовом кольце, где жил великий певец Ф. Шаляпин. А если выехать из Москвы и прокатиться по округе, то можно оценить на глазок и подмосковные имения (многие, увы, полуразрушены). Куда им, тогдашним барам, до размаха нынешних господ с их подмосковными «Версалями» за десятки миллионов долларов!

Да, в старину жизнь мужика действительно сильно отличалась от барской. И, встречая барина в поле верхом на жеребце, мужики ломали шапку. «Страшно далеки от народа» были и народолюбивые декабристы (многие из богатейших семейств). Так говорил Ленин. Но в те времена, по крайней мере, не врали с таким упоением: никому и в голову не приходило говорить о «гармонии» между барином и крепостными, о духовной близости обитателей Зимнего дворца с мужиками из некрасовских Заплатово или Неелово. Заметим к тому же: былые господа владели землями и богатствами, которые накапливались веками и передавались по наследству. А служивые люди получали земли, крестьян, дворянство или даже княжеское звание за реальные заслуги перед Отечеством – за раны, полученные в походах и баталиях, а не по итогам позорной приватизации или сомнительного аукциона. Обитатели нынешних оскудевших деревень шапку перед новыми дворянами, понятно, не ломают, но и в их «заслуги перед Отечеством» тоже не верят. Вот и ходят не на избирательные участки, а в кабак.

 * * *

Рассуждая о вспышке любви между народом и властью, политологи теряются в догадках. Наблюдается какой-то новый социальный феномен, проявившийся, в частности, на недавних региональных выборах, - резкое падение участия населения в «народном волеизъявлении». Феноменом этим интересуются и читатели «АиФ». «Что это такое? - спрашивают они. - Любовь к власти как бы есть, а голосовать за неё идти не хотят». И в самом деле: в большинстве регионов представители власти собрали 75-80% голосов, а в иных и более 90%. Ну прямо как в Северной Корее! А вот явка на избирательные участки - где-то 40% списка избирателей, а где-то даже и 20%. В чём дело? А может, прав был Сталин? «Неважно, как голосуют, важно, как считают»…

Депутаты Госдумы, вещающие о единстве народа и власти, были настолько озадачены ленью нееловских мужиков, что тут же стали требовать, чтобы Иванов Несознательных за неучастие в выборах облагали штрафом. Хорошо, что не предлагают пороть мужиков на конюшне.

И на том спасибо, господа!

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно