3919

Вячеслав Костиков: «Тело и дело. Сексуальная революция и политика»

"Аргументы и факты" в Беларуси № 41 10/10/2017

Журнал, отличительной чертой которого стала публикация обнажённой женской натуры, стал одним из самых узнаваемых мировых брендов. Его называли «иконой американского образа жизни». Несмотря на то что в советский период отношение власти к сексу было прохладное, журнал хорошо знали и в СССР. Его вместе с бутылкой виски привозили в Москву в качестве подарка для начальства и дипломаты, и чиновники, выезжавшие за границу с дипломатическими паспортами.

Долой святош!

В самой Америке журнал начал издаваться в 1953 году на пике мирового американского влияния. Но первые номера были встречены консервативной американской общественностью в штыки.

Пуританские нравы всё ещё продолжали (и продолжают) оказывать в США серьёзное влияние на общественную мораль. И хотя прямого запрета, как, например, на издание знаменитого эротического романа В. Набокова «Лолита», не было, у Х. Хефнера возникли проблемы с распространением: почта отказывалась доставлять его подписчикам. Впрочем, приманка в виде обнажённых красавиц действовала безотказно, и к 1959 году тираж журнала достиг 1 млн. Его влияние переросло рамки чисто эротического издания. В нём охотно печатались американские и мировые политические знаменитости. Демон­стрируя свою открытость миру, интервью «Плейбою» дал даже Ф. Кастро, как известно, большой ценитель женщин. Рассказывая об американском образе жизни, о женской красоте, проповедуя «гедонизм» и наслаждение, журнал стал частью американской (как сказали бы сегодня) «мягкой силы».

Успех «Плейбоя» был связан не только с естественным интересом мужчин к женской красоте. Журнал отражал мировую тенденцию развития общественных нравов от пуританской сдержанности и самоограничения удовольствий к восприятию секса как естественной и необходимой части жизни и быта. Это был вызов и католической церк­ви, и протестантизму, которые на протяжении многих веков (особенно в период Средневековья) навязывали обществу свои моральные нормы. Интересно в этой связи заметить, что сам основатель журнала Хефнер родился в строгой протестантской семье и был воспитан в обстановке «сдерживания нравов». Идея издавать именно эротический журнал стала для него своего рода протестом против ханжества родителей и окружающей среды. Увлёкшись идеями сексуального раскрепощения, Хефнер оставался верен им до глубокой старости. Старик, что называется, старался до конца и, по догадкам медиков, умер от злоупотребления виагрой.

Сексуальный ленинизм

Сексуальное раскрепощение обычно связывают с США и с «загниванием буржуазной морали». Но, мне кажется, это не так. Сексуальная свобода (порой чрезмерная) тесно связана с процессами общественного развития. И неслучайно именно в этой связи возникло понятие «сексуальная революция». В коммунистической доктрине отношения между мужчинами и женщинами восходят к марк-систскому положению о том, что секс является одной из составных частей человеческой культуры. Ленин так формулировал свою позицию по этому вопросу: «Коммунизм должен нести с собой не аскетизм, а жизнерадостность и бодрость, вызванную также и полнотой любовной жизни». 
В «полноте жизни» Ильич не отказывал и себе. В 1909 году в Париже он познакомился с красавицей Инессой Арманд. Знакомство переросло в любовь, которая длилась до самой смерти Инессы. «Это была любовь на троих», - описывал А. Солженицын отношения в треугольнике Ленин - Крупская - Арманд. Смерть «боевой подруги» от холеры в 1920 г. потрясла Ильича. «Когда мы шли за гробом, - вспоминала А. Коллонтай, - Ленина было невозможно узнать». Похоронили Арманд у Кремлёвской стены. Когда в 1924 году ушёл из жизни и Ленин, Крупская «по-товарищески» предложила захоронить его в одной могиле с бывшей подругой. Но Сталин воспротивился.

Крылатый секс

Нетрудно предположить, что отношения Ленина и И. Арманд оказали сильное влияние и на отношение Ленина (а следовательно, и большевистской власти) к проблеме «общество и секс». После 1917 года в России развернулась настоящая (временами необузданная) сексуальная революция. Основные положения большевистского отношения к сексу были сформулированы в некогда знаменитой статье Александры Коллонтай «Дорогу крылатому сексу». Уже через два месяца после революции были приняты декреты «Об отмене брака» и «О гражданском браке». В 1918 году в Петрограде обнажённые женщины шли с плакатами «Долой стыд!». Сексуальная революция в России оказала огромное влияние на Европу и в известной степени предопределила длительную терпимость европейской либеральной интеллигенции к событиям в коммунистической России. Свобода отношений между полами, полная эмансипация женщин в быту, обществе и политике были, пожалуй, единственной сферой, в которой Западу пришлось долго догонять СССР.

Нажмите для увеличения

Сексуальный термидор

Однако сексуальная революция в России длилась недолго. По мере того как коммунистическая власть начала ограничивать гражданские свободы, ревизии подверглись и достижения сексуальной революции. У Сталина (отчасти ввиду религиозного образования) были совершенно иные представления о сексе. Началась коренная переоценка моральных ценностей, борьба за чистоту нравов, критика буржуазных норм поведения. По мере приближения «большого террора» нравственный террор обрушился на бытовую сферу. Газеты клеймили «позорные явления» в жизни комсомольцев. В 1935 году молодого слесаря с фабрики «Красный треугольник» обвинили в том, что он «гуляет сразу с двумя девками», и исключили из ВЛКСМ. К борьбе за «здоровый советский быт» подключились компартия и профсоюзы. Вместо секса стал культивироваться «культ здорового тела». Под запрет попали короткие юбки и джинсы, поскольку провокационно подчёркивали соблазны женских бёдер и ягодиц. Было объявлено, что в СССР имеет право на существование лишь чистая любовь, а, как выразилась одна из участ­ниц популярной телепередачи, «секса в СССР нет».

Сексуальная «оттепель» наступила лишь с оттепелью политической. И сразу стали вспоминать о том, о чём в СССР вспоминать было не принято: что секс существовал всегда - и в доисторические времена, и в Римской империи, и при Адаме и Еве, и в эпоху Возрождения. И что свобода секса во все времена определялась свободой общества, а несвобода всегда совпадала с временами политических гонений и репрессий. 

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно