14041

Недобор или перебор? Почему места в наших вузах остаются свободными

№ 31 от 30 июля 2014 года 30/07/2014

В нынешнем году, по предварительной информации, вакантными остались примерно 4% мест, в связи с чем объявлен дополнительный набор и снижены проходные баллы.

Где пробелы

О том, какие отрасли столкнулись с острой нехваткой студентов, можно судить по перечню учреждений, для которых пороговый проходной балл по  всем учебным предметам ЦТ снижен до 3 (из 100!).  Это вузы, находящиеся в подчинении Министерства обороны, Государственного пограничного комитета; военные факультеты вузов; вузы по специальностям направления образования «Физическая культура и спорт» и групп специальностей «Производство, хранение и переработка продукции растениеводства», «Животноводство. Рыбоводство. Пчеловодство», «Сельское строительство и обустройство территорий», «Мелиорация и водное хозяйство», «Агроинженерия».

Недобор наблюдается и в педагогические вузы. Так, в Белорусском государственном педагогическом университете им. М. Танка остались вакантными 69 бюджетных мест, причем 50 из них – на физическом и математическом факультетах. Интересно, что БГУ также недобрал 25 студентов на физический факультет.

В чем причины

Член Общественного Болонского комитета профессор Владимир ДУНАЕВ считает, что недобор в вузы - не проблема университетов, а следствие снижения качества подготовки в средней школе в итоге реформы 2008 года, сократившей срок обучения с 12 до 11 лет. В результате этой «экономии» мы получили поколение неграмотных абитуриентов, убежден профессор.

По мнению редактора образовательного сайта obrazovanie.by, кандидата биологических наук Дмитрия САНДАКОВА, главная причина недобора абитуриентов на бюджетные места в том, что «с введением платного образования вузы из системы подготовки умных людей превратились в систему по зарабатыванию денег».

- В попытке увеличить прибыль вузы стали принимать практически всех желающих независимо от того, способны ли они вообще учиться. Ничего удивительного, что относительно небольшая демографическая яма привела к тому, что сегодня вузы не могут заполнить все  созданные за последние годы места. На эту общую причину накладывается ряд более специфических трендов. Социальное унижение учителей, которое последовательно проводилось в последние годы, закономерно привело к тому, что не стало желающих поступать на педагогические специальности. А гуманитаризация образования привела к падению качества подготовки по физике и математике и недостаточному потоку абитуриентов на эти специальности, - считает эксперт.

Есть и организационные причины.  «Мне кажется, Минобразования не успевает за демографической динамикой в определении и распределении бюджетных мест, которые «завязаны» на устаревающие показатели по числу выпускников школ, - считает Евгений ПРЕЙГЕРМАН, директор по исследованиям ОО «Дискуссионно-аналитическое сообщество «Либеральный  клуб». -  С 2005 по 2012 г. число учащихся учреждений среднего образования сократилось на 25%. Из-за замедленной реакции на эту динамику и образуется разрыв, который выражается в недоборах. Это достаточно естественное состояние для сверхцентрализованной системы, какой можно назвать систему высшего образования в Беларуси. Если бы вузы сами могли оперативно определять, сколько бюджетных и небюджетных мест и на какие специальности выделять (в зависимости от спроса со стороны абитурентов), таких проблем не возникало бы».

Среди других причин, которые стоило бы проанализировать, практики называют стремление студентов (которых в этом поддерживают родители) поступать на платные отделения, чтобы после окончания учебы получить «свободный» диплом. Сами студенты, обсуждая причины недобора на форумах, говорят о том, что сегодня уже существует масса предложений от вузов соседних стран, которые за приемлемые деньги, а зачастую и бесплатно предлагают куда более качественное, практико-ориентированное высшее образование с перспективой получения диплома европейского образца.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно