12026

Общее огромное горе. Борт SU1492 вместо неба оказался на земле. И в огне...

"Аргументы и факты" в Беларуси № 20. Как «выковать» опыт? 14/05/2019
Александра Михова / АиФ на Мурмане / АиФ-Россия

Всего на борту находились 78 человек: 73 пассажира и 5 членов экипажа. Оба пилота выжили. По словам командира судна Дениса Евдокимова, после взлёта в самолёт ударила молния и пропала радиосвязь, в связи с чем было решено вернуться в аэропорт. Почему лайнер совершил столь жёсткую посадку, приведшую к страшной трагедии, - в этом предстоит разобраться следствию.

«ДОЧЕНЬКА, КАК ЖЕ ЖИТЬ БЕЗ ТЕБЯ?»

Мурманский аэропорт находится в 24 км от города, в посёлке Мурмаши. Зал ожидания небольшого аэровокзала в ночь на 6 мая был переполнен. Задержка рейсов собрала в одном месте напуганных, ничего не понимающих северян.

В 2 часа ночи шум толпы разрезал материнский крик. Женщина, опираясь на дочь, тяжело прошла через зал ожидания.

- А может, она жива? Вдруг ей просто где-то плохо стало? Может такое быть? - с надеждой, вытирая слёзы, спрашивала мама Алёны Мартыновой у подоспевшего психолога МЧС.

- Нам известен только список выживших. В нём вашей дочери нет. Официальный список погибших пока не опубликован, - мягко поясняет психолог.

- Доченька, как же жить без тебя? - кричит женщина.

- Илья, скажи, Алёна жива? Скажи как есть, пожалуйста, - бросается к начальнику управления по взаимодействию со СМИ Илье Денисову сестра Алёны Ирина Романова, тоже сотрудница областного правительства.

- Я не знаю, - ответил тот.

Всю ночь родственники погибших находились между небом и землёй, между надеждой и отчаянием. В мурманском аэропорту с ними работали пять психологов. В понедельник стало известно, что из 41 погибшего 26 - жители Мурманской обл. Кроме того, по предварительной информации, бортпроводник самолёта тоже из Североморска. Сердце матери, увы, не обмануло: Алёна Мартынова, сотрудница одного из министерств области, погибла.

- Поверить невозможно, что я никогда не услышу её негромкого голоса, заботливого, участливого. Энергичная, молодая, неутомимая, она всем готова была помочь и никогда не отказывала. Она не оставляла дела на завтра, чётко говорила или «да», или «нет» и никогда - «приходите позже». Это большая утрата и для молодёжи, и для старшего поколения, - сказала жительница Мурманска Ольга Кондрашкина.

Выбраться из лайнера не смогли врачи медико-санитарной части в Снежногорске Евгений Новиков с дочерью Софьей и Лариса Сивоконь. Погибли почти все, кто сидел дальше десятого ряда, в том числе и двое военнослужащих из Оленегорска Алексей Ганзиев и Алексей Гультайчук.

В хвостовой части самолёта находились и супруги Чупруновы из г. Полярные Зори. Андрей работал инженером отдела радиационной безопасности Кольской атомной станции. «Эта ночь прошла буквально в холодном поту. Страшные цифры всё росли, и вот зазвучали знакомые фамилии, - рассказала «АиФ» сотрудница Кольской АЭС Ульяна Реброва. - Андрей Чупрунов никогда не отказывал в помощи, был очень внимателен к коллегам. Хороший был человек».

В больнице находится и глава Североморска Владимир Евменьков, он сидел в шестом ряду, долго стоял в проходе. «Я взял документы и двинулся вперёд. Дверь справа была открыта, развёрнут надувной трап. А слева дверь заклинило от удара, нам пришлось её толкнуть. Аварийного выхода в середине у этого самолёта нет. Нас спасли две бортпроводницы, открывшие аварийные выходы»… Пытался открыть запасные выходы и бортпроводник Максим Моисеев, до последнего помогал пассажирам в «хвосте» борта. Ему было всего 22…

«Я ЖИВ И ЗДОРОВ»

В каждой трагедии обязательно бывают те, кто чудом избежал смерти.

Одна из них - Алёна Медведева, сдавшая по настоянию мужа билет на злополучный рейс.

- Родители жены забирают ребёнка в это время в Белгород. Обратно возвращаются через Москву. В Мурманске холодно, поэтому я предложил супруге поменять билеты на более поздний срок, - рассказал «АиФ» мурманчанин Дмитрий Медведев. - Я как представил, что буду звонить на «горячую линию» и стоять с гвоздиками в Мурмашах, мне сразу «поплохело».

Среди выживших известный в Заполярье интеллектуал, участник «Что? Где? Когда?» Михаил Савченко - его внесли в список жертв по ошибке.

- Второй день рождения буду праздновать, - рассказал он. - Успел выскочить, только пара ушибов. Так что я здоров!

Михаил говорит, что вспоминать о том полёте жутко: «Это огромное горе для всех, кто потерял родных и близких людей. Это огромное горе для меня и остальных, кто чудом выжил. Жертв могло быть и больше, если бы не оперативность экипажа. Девушки-бортпроводники выбивали ногами двери, за одежду вытаскивали тех, кто уже не мог выбраться самостоятельно».

Выжившие пассажиры рейса SU1492 Москва - Мурманск вернулись домой. Трудно передать словами, что они испытали, поднимаясь на борт самолёта.

«ВСЕМУ ВИНОЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР»

Заслуженный лётчик-испытатель, Герой России Магомед Толбоев в комментарии «АиФ» назвал причиной трагедии человеческий фактор.

«У меня пока нет записей радиопереговоров, но по видеокадрам можно сделать вывод, что там была детская ошибка пилота, которую разве что курсанты иногда делают. Грубейший подход к взлётно-посадочной полосе - на повышенной скорости, уже на земле - «коз-ление», которое привело к последующему пожару. Возгорание возникло лишь после второго касания о землю, которое самолёт совершил плашмя, когда у него стойки шасси отлетели. И слава богу, что лайнер не взорвался, - жертв было бы ещё больше. Кроме того, в кабине экипажа, вероятно, была паника - это видно по траектории движения, по схеме захода на посадку.

10 лет я не устаю повторять: нынешние пилоты  - уже фактически не пилоты. Мышечную память им заменяют компьютеры. Они знают, как тыкать и на какую кнопку. А чуть электроника отказала - такие пилоты «плывут». Это полный провал подготовки лётного состава».

Материалы подготовили: Александра МИХОВА («АиФ на Мурмане»), Екатерина БАРОВА, Виталий ЦЕПЛЯЕВ.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно