12185

Осторожно! Альтруизм приводит к стрессу!

№ 49 от 8 декабря 2010 года 08/12/2010

- Характерная черта современного менеджмента - перенос ответственности с исполнителя на руководителя, что, несомненно, отражается на людях, занимающих руководящие посты в системе здравоохранения, - рассказала кандидат медицинских наук доцент Марина ЩАВЕЛЕВА. - К сожалению, синдрому эмоционального выгорания (СЭВ) нередко подвержены наиболее ценные сотрудники, которые отдаются делу без остатка.

Фазы напряжения и истощения, как проявления СЭВ, выражены у руководителей организаций здравоохранения не явно, это оценивается психологами как положительный результат. Самые хорошие показатели устойчивости к СЭВ у специалистов с высшей квалификационной категорией и имеющих значительный стаж работы, например, более 10 лет.

К профессиональным факторам риска в плане развития дистресса можно отнести «помогающие», альтруистические профессии, где сама работа обязывает оказывать помощь людям (врачи, медицинские сестры, социальные работники, психологи, учителя, священнослужители, фармацевты). Работа с «тяжелыми» пациентами, клиентами является профессиональным фактором риска. Таким образом, СЭВ, прежде всего, характерен для представителей профессий типа «человек – человек», которые вынуждены постоянно общаться с другими людьми, причем не по собственному выбору.

Не сгорай!

Что же должен делать сам сотрудник, чтобы избежать появления СЭВ?

В первую очередь, это антистрессовый стиль жизни, который включает заботу о сбалансированном питании, рациональном отдыхе и гармоничной личной жизни. Для усиления чувства необходимости и значимости ряд психологов советует завести хобби, которое в корне бы отличалось от выполнения повседневных задач.

Хороший результат дает ведение дневника для концентрации внимания на событиях с положительной эмоциональной окраской. «Хорошее» любого уровня должно ежедневно (!) вечером заноситься в дневник и т.д. Еще одна современная рекомендация - провести time-management (управление временем):

  • Надо научиться выделять главное. Начать следует с хронометража дня, оценив, сколько времени тратится на дела первостепенной важности, сколько - на второстепенные. Полезно ответить на вопрос, «что бы вы изменили, если бы могли заново прожить прошедший день». Сообразуясь с результатами такого самоконтроля целесообразно перераспределять время;
  • Полезно классифицировать свои дела по степени важности;
  • В графике работы должен оставаться небольшой запас времени;
  • Время и место запланированных встреч необходимо фиксировать;
  • Умение «делегировать полномочия» - важная характеристика любого управленца, а также способ профилактики СЭВ;
  • «Информационный бум» часто способствует развитию СЭВ, поэтому умение анализировать поступающую информацию и «отсекать лишнюю» во многом способствует профилактике СЭВ;

К базовым принципам психологической саморегуляции можно отнести: умение отвлекаться от стрессовой ситуации, развитие навыков снижения субъективной значимости стрессогенного события, тренировка активного поведения в решении проблем, умение расслабляться. Научиться снимать психологическую напряжённость помогут аутотренинг, медитация, современные методы психотерапии, занятия спортом, танцами. Цель – новые эмоции, новые впечатления. Оптимистическая оценка жизненных событий помогает предотвратить эмоциональное выгорание.

Ирина ПЕТРОВА

Оставить комментарий (0)