31928

Индексация пенсий: по закону или по усмотрению?

№ 29 от 17 июля 2013 года 17/07/2013

 

В заметке «Экономим на пенсионерах?» (№15 «АиФ») Г. Масайло из г. Бреста пишет: «Нам, пенсионерам, непонятно, почему чиновники при таком бешеном росте цен на продовольственные товары, лекарства и коммунальные услуги отменили неплохой метод начисления пенсий в зависимости от начисленной квартальной зарплаты по Республике Беларусь в 2012 году (...). 

Согласно букве закона

Так как же у нас происходит перерасчет (индексация) пенсий? Индексация - неотъемлемый элемент любой пенсионной системы. Ее цель, как известно, состоит в восстановлении реальной ценности пенсии за период, прошедший после ее назначения (предыдущего перерасчета). Закон Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» (далее - Закон) предусматривает перерасчет трудовых пенсий по двум основаниям: 1. в связи с ростом средней заработной платы работников в республике (статья 70); 2. в связи с ростом цен (ст. 23, 69) - для минимальных трудовых пенсий и социальных пенсий, а также надбавок и повышений к ним.

Первый способ перерасчета пенсий в условиях заметного роста номинальной зарплаты в стране, периодических девальваций и деноминаций позволяет путем корректировки заработка, из которого исчислена пенсия, восстанавливать (сохранять) уровень его замещения пенсией, тем самым упреждать разрыв между доходами представителей разных поколений пенсионеров, имеющих одинаковый уровень заработка по отношению к среднереспубликанской зарплате (индивидуальный коэффициент заработка пенсионера) и трудовой стаж.

Примерно такая же функция у второго способа индексации, касающегося минимальной пенсии по возрасту, привязанной к ценовому нормативу - бюджету прожиточного минимума (БПМ).

Особенность перерасчета пенсионных выплат (надбавок, повышений к ним), индексируемых по росту цен, состоит в том, что порог увеличения БПМ Законом не установлен - он производится четыре раза в год (в феврале, мае, августе и ноябре) в автоматическом режиме даже при незначительном росте БПМ. Что же касается перерасчета пенсий, обусловленного ростом средней заработной платы в стране, то согласно Закону он также должен осуществляться в указанные месяцы, но только в том случае, если ее рост за истекший квартал по отношению к средней квартальной заработной плате, примененной при предыдущем перерасчете пенсий, превысил 15%. В том случае, если в текущем году такого основания для перерасчета пенсий не возникнет, Закон предусматривает их обязательный пересмотр с 1 ноября на основании размера средней заработной платы работников за третий квартал текущего года.

Указанный порог роста средней квартальной зарплаты (установлен в 2002 году декретом главы государства) довольно-таки высокий - ранее он составлял 10%. При этом если раньше перерасчет пенсий при превышении установленного показателя роста заработной платы производился автоматически, то в последние годы он осуществляется только на основании разрешительного указа президента. Это легко объяснимо для тех случаев, когда принимается решение о досрочной индексации пенсий (например, в связи с девальвацией, повышением платы за коммунальные услуги и т.п.). Однако трудно принять, когда перерасчет пенсий при соответствующем росте средней заработной платы согласно Закону должен быть произведен, но делается он по усмотрению (на основании указа) - в полном или в урезанном объеме либо не делается вообще в связи с отсутствием указа.

Возьмем 2012 год, о котором пишет автор заметки. Особенность истекшего года в том, что законные основания для перерасчета трудовых пенсий возникали и в феврале, и в мае, и в августе, поскольку рост средней зарплаты работников в республике в предшествующих кварталах превышал 15%. В связи с этим, на мой взгляд, не совсем корректно звучала информация в СМИ о том, что перерасчеты пенсий в указанных месяцах были произведены в соответствии с Указом главы государства от 16 января 2012 г. «О повышении пенсий», а не на основании Закона. В то же время данный Указ сработал при перерасчете пенсий в ноябре 2012 года, поскольку  средняя заработная плата за третий квартал минувшего года на полпроцента не достигла установленного показателя роста.

Июльский «аванс» - взамен повышения?

Вернемся в сегодняшний день. Вины чиновников, как неверно предположил автор заметки «Экономим на пенсионерах?», в том, что в феврале и в мае текущего года пенсии не пересматривались, нет, поскольку рост средней заработной платы в стране замедлился и оснований для перерасчета пенсий в соответствии со статьей 70 Закона еще не возникло. В связи с этим приятной неожиданностью для пенсионеров стал Указ президента «О повышении пенсий» от 20 июня 2013 г. №278. Пункт 1 этого правового акта гласит: «Произвести с 1 июля 2013 г. корректировку фактического заработка пенсионеров и перерасчет трудовых пенсий исходя из средней заработной платы работников в республике, примененной при предыдущем перерасчете пенсий, с повышением ее величины на 11 процентов». В результате досрочного перерасчета трудовые пенсии в июле в среднем увеличились на 10,2%, пенсии по возрасту - на 10,4%.  При этом у большинства получателей, у которых основной размер трудовой пенсии выше минимального размера, рост пенсий (без учета надбавок и повышений, сориентированных, как отмечено выше, на БПМ) составил 11%.

В связи с внеочередным июльским повышением пенсий закономерным стал вопрос об очередном перерасчете пенсий. Согласно статье 69 Закона в августе в автоматическом режиме будут перерасчитаны минимальные размеры пенсий, социальные пенсии, надбавки к пенсиям и соответствующие повышения исходя из новой величины БПМ.

Неопределенным является вопрос, касающийся перерасчета пенсий на основании статьи 70 Закона. Судя по среднеарифметическому размеру заработной платы работников в республике за первые два месяца истекшего квартала (апрель и май), ее величина  в целом за второй квартал в сравнении с размером средней заработной платы, примененной при перерасчете пенсий в ноябре 2012 года, превысит установленный Законом пятнадцатипроцентный порог роста и составит не менее 22% (точные данные о ее величине за квартал будут известны в третьей декаде текущего месяца).

Как разрешится правовая коллизия между статьей 70 Закона и Указом №278 и будут ли перерасчитаны трудовые пенсии в августе исходя из фактической величины средней заработной платы работников в республике за второй квартал? Вопрос  остается открытым.

Геннадий БЕСПАЛОВ, юрист 

ПО ЗАКОНУ

Закон Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении»  (извлечения)

Статья 23. «Минимальный размер пенсии по возрасту устанавливается в размере 25% наибольшей величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, утвержденного Правительством за два последних квартала».

Статья 69. «Минимальные размеры пенсий и социальные пенсии, а также надбавки к пенсиям и повышения пенсий перерасчитываются в связи с изменением минимального размера пенсии по возрасту».

Статья 70. «В связи с ростом средней заработной платы работников в  республике производятся корректировка фактического заработка пенсионера для соответствующего перерасчета пенсии, а также повышение пенсий, исчисленных в минимальном размере».

ЦИФРА

Размеры пенсий по возрасту в июле:

минимальная пенсия при трудовом стаже 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин - 1140 тыс.; максимальная при стаже 45 лет у мужчин и 40 лет у женщин - 3311 тыс.; средняя - 2174 тыс. рублей.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно