Анна Крючкова 1 4352

Какие подходы к назначению пенсий требуют корректировки?

За последние два года в пенсионном законодательстве Беларуси произошли серьезные изменения. Однако юридический анализ обращений показал, что нововведения требуют серьезной доработки.

За последние два года в пенсионном законодательстве Беларуси произошли серьезные изменения: увеличился возраст выхода на пенсию, а также срок страхового стажа, необходимого для ее назначения, - с 5 лет до 15 лет и 6 месяцев на данный момент. Начиная с 1 января 2017 г. он ежегодно будет увеличиваться на 6 месяцев до достижения 20 лет. Неудивительно, что к юристам и правозащитникам потянулся поток людей, которым было отказано в получении пенсии по нормам нового законодательства. Юридический анализ обращений показал, что нововведения требуют серьезной доработки.

Уход за родными

- К нам, к примеру, обратилась гражданка из Воложина, которой отказали в назначении пенсии в связи с отсутствием у нее требуемого страхового стажа - не менее 15 лет, - приводит пример Олег ГУЛАК, председатель ОО «Белорусский Хельсинский комитет» (БХК). - Период уплаты ею взносов на государственное социальное страхование составлял чуть более 10 лет. На протяжении более 8 лет она ухаживала за отцом - инвалидом I гр. Этот период, согласно действующему законодательству, не включается в страховой стаж. Но до 1 января 2015 года законодательство (в частности, ст. 5 Закона «О пенсионном обеспечении») позволяло ей выйти на пенсию, так как тогда требовалось не менее 10 лет страхового стажа. Получается, что сейчас женщина должна либо получить необходимый для назначения пенсии страховой стаж, т.е. трудоустроиться в свои 55 лет и продолжать работать еще не менее 10 лет с уплатой страховых взносов, либо по достижении 60 лет получить право на социальную пенсию. Изданными указами правовое положение таких людей, которые годами осуществляли общественно полезную деятельность, явно изменено к худшему.

Военные, милиционеры

- В похожее положение попали и некоторые категории военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов, МЧС и приравненных к ним лиц, - продолжает Олег Гулак. - К примеру, гражданин из Лиды имел к моменту обращения за пенсией на общих основаниях 29 лет трудового стажа и 8,5 года страхового стажа. При этом с 1975 по 1992 год (17 лет) он служил в органах внутренних дел, и согласно действующему законодательству ни он, ни государство не должны были в этот период уплачивать соответствующие страховые взносы в пенсионный фонд. Так как гражданин закончил службу до установленного законом времени выхода на пенсию, то ему полагалась трудовая пенсия - на основаниях Закона «О пенсионном обеспечении». Однако в ее назначении было отказано из-за отсутствия требуемого 15-летнего страхового стажа. Очевидно, что человек лишился права на пенсионное обеспечение в старости не по своей вине. Государство, выступая нанимателем, не вносило в пенсионный фонд соответствующие страховые платежи за данную категорию граждан: пенсии военнослужащим и лицам, приравненным к ним, выплачивались за счет госбюджета. Этот порядок действует и сегодня. Изменив правила, государство должно было взять на себя бремя этих издержек, а не перекладывать их на граждан. Такие решения нарушают и международные обязательства Республики Беларусь в области социального обеспечения в старости. В Замечаниях общего порядка №19 к статье 9 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах отмечено, что «государства-участники должны в пределах имеющихся ресурсов предоставлять не требующие предварительных взносов пособия, социальные услуги и другую помощь всем пожилым лицам, которые по достижении пенсионного возраста не успели внести все полагающиеся взносы в пенсионный фонд или по каким-либо иным причинам не пользуются правом на получение пенсии по линии социального страхования и не имеют других источников дохода».

Женщины

- Согласно действующему законодательству в страховой стаж, исчисляемый при назначении пенсии, не включены также периоды нахождения одного из родителей в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет. Таким образом, у родителя, воспитавшего, к примеру, троих детей, исключаются около 9 лет страхового стажа. Учитывая, что на практике в основном такой уход осуществляют женщины, такая ситуация - факт их косвенной дискриминации. На 65-й сессии Комитета по ликвидации дискриминации в отношении женщин 28 октября 2016 г. в Женеве Комитет рекомендовал Беларуси признать неоплачиваемый труд женщин по уходу за семьёй в национальных статистических данных и учитывать его при начислении пенсий и социальных льгот».

Изменения

В итоге принятые в Беларуси изменения в пенсионное законодательство поставили многих в крайне затруднительное положение: люди, уже достигнув пенсионного возраста, обязаны трудиться до достижения установленного страхового стажа либо при отсутствии работы жить без средств к существованию до достижения возраста, при котором им может быть назначена социальная пенсия: мужчины - 65 лет, женщины - 60 лет. В указах не предусмотрено каких-либо исключений, переходных периодов для них. Получается, государство фактически отказалось от выполнения гарантий, установленных в статье 21 Конституции: «Каждый имеет право на достойный уровень жизни, включая достаточное питание, одежду, жилье и постоянное улучшение необходимых для этого условий». Лица, добросовестно трудившиеся долгие годы и правомерно рассчитывающие на определенный подход к регулированию пенсионных вопросов, оказались в значительно худшей ситуации и уже не имеют возможности повлиять на улучшение своего положения. Все это произошло без широкого общественного и парламентского обсуждения альтернатив, что также можно признать нарушением международных актов, подписанных Беларусью, резюмируют правозащитники.

Для устранения выявленных несоответствий БХК направил обращение депутатам Палаты представителей с предложением внести в законодательные акты изменения для обеспечения конституционного права на получение трудовой пенсии по возрасту на общих основаниях, в том числе:

  • лицам, осуществлявшим уход за инвалидами I гр., престарелыми;
  • матерям, воспитавшим двоих и более детей (за исключением многодетных матерей, имеющих 5 и более детей, которые по действующему законодательству уже имеют льготы по страховому стажу);
  • лицам, ранее находившимся на службе в Вооруженных силах Беларуси, в ОВД и других структурах, приравненным к ним лицам, прекратившим службу до установленного законодательством времени выхода на пенсию по выслуге лет либо пенсию по инвалидности (болезни).

Официально

Как пояснил заместитель министра труда и социальной защиты Валерий КОВАЛЬКОВ, требования к получению права на государственную пенсию ужесточаются в условиях старения населения и возрастающей потребности в дополнительных средствах. «Во многих странах страховой стаж также продолжительный. Например, 15-летний минимальный страховой стаж требуется в Литве, Латвии, Эстонии, Украине, во Франции, Германии и Швейцарии он составляет более 40 лет», - приводит пример чиновник.

В ТЕМУ
Будет ли изменен порядокназначения пенсий - читайте в ближайшем номере «АиФ».
Однако получается, что в Беларуси все же одни из самых жестких ограничений. К примеру, в той же России согласно Федеральному закону от 2013 г. «О страховых пенсиях» в страховой стаж наравне с периодами работы засчитываются: период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы; период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более 6 лет в общей сложности; период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I гр., ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет и пр., несмотря на то что взносы в пенсионный фонд граждане в эти периоды не вносили.

СПРАВКА

Страховой стаж - период, когда человек либо его работодатель уплачивает взносы в Фонд социальной защиты населения. Его нельзя путать с общим трудовым стажем.

Кроме названных периодов, не включаются в страховой стаж:

  • период ухода за ребенком в возрасте до 18 лет, зараженным вирусом иммунодефицита человека или больным СПИДом;
  • период получения образования в дневной форме (время учебы в вузах, ссузах, ПТУ и т. д.);
  • период получения пособия по безработице (но не более 6 месяцев);
  • период пребывания в местах лишения свободы, если осужденный не привлекался к выполнению оплачиваемых работ.
Загрузка...
NNN

REDTRAM
Loading...
Оставить комментарий
Вход
Комментарии (1)
  1. Александр Горощик[mailru]
    |
    18:55
    21.01.2017
    0
    +
    -
    Здравствуйте. Когда появится статья о том, будет ли изменен порядок назначения пенсий?
Все комментарии Оставить свой комментарий
Газета

Актуальные вопросы

  1. Где можно окунуться в прорубь на Крещение?
  2. Какая погода будет на Крещение в Беларуси?
  3. Что помогает от нервов?
NNN
REDTRAM
Loading...

Новое на AIF.by