www.aif.ru 0 3068

«Кто ты, человек?!» Сергей Соловьёв - о молодёжи, Цое и никому не нужных переменах

Статья из газеты: 12/04/2016

Сергей СОЛОВЬЁВ готовится представить на суд общественности новый фильм под названием «Кеды». «АиФ» поговорил с ним об этой картине, о ценностях нашей страны и о талантах и болванах, её населяющих.

 

«ГАДЖЕТОВОЕ» ДИТЁ

- Сергей Александрович, говорят, что ваш новый фильм - о современной молодёжи. В нём даже рэпер Баста снялся. А насколько хорошо вы её знаете, современную молодёжь?

ДОСЬЕ

Сергей СОЛОВЬЁВ. Родился в 1944 г. в г. Кемь. Кинорежиссёр, сценарист, продюсер. Снял фильмы «Сто дней после детства», «Чужая белая и рябой», «Асса», «Чёрная роза - эмблема печали, красная роза - эмблема любви», «Дом под звёздным небом», «Анна Каренина» и др. Был трижды женат, имеет сына и дочь.

- Мой фильм не о молодёжи. Он - про кеды. Фильм очень светлый и позитивный. Что касается современной молодёжи, я не пытался её как-то специально узнавать, изучать. Её вообще нельзя изучать. С нею нужно просто жить рядом. А я с 1968 года преподаю во ВГИКе, поэтому имею представление о молодёжи. С другой стороны, много ли у меня может быть интересов и связей в этой тусовке? Не пойду же я к ним с вопросом: какая ты, современная молодёжь?!

- Но когда вы снимали «Ассу», то специально ездили в Ленинград, чтобы повращаться в этих кругах. И там познакомились с Гребенщиковым и Цоем.

- Когда я снимал «Ассу», я хотел сделать образцовый «индийский» фильм. А в индийском фильме есть свои клише - там, как известно, поют и танцуют. И мне посоветовали: а ты поезжай в Ленинград, там сейчас ребята круто поют. Я поехал, был совершенно очарован ими и действительно подружился с Цоем и Гребенщиковым. Но будет неверно говорить, что я их как-то изучал.

Помню, какой-то осёл с телекамерой пришёл ко мне: «Скажите несколько слов о Цое». Я говорю: «Каких слов?» Он: «Ну, вы в курсе, что Цой был агентом ЦРУ?» Это вы называете изучением молодёжи? Это придурство!

- Просто я боюсь, что если вы общаетесь исключительно со студентами ВГИКа, то имеете представление об узкой прослойке нашей молодёжи.

- Вы так говорите, будто они прокажённые или из какого-то медприёмника. Они вгиковские ровно постольку, поскольку судьба занесла их в этот институт. Но это вовсе не каста избранных. Это люди из нашей с вами общей жизни. Они все разные.

- Мы с вами беседуем в Ханты-Мансийске. Я тут вчера вечером набрёл на шалман, набитый пьяными подростками. Они разговаривали матом и намеревались бить друг другу морды. С такой молодёжью вы сталкивались?

- Конечно! Точно такие же были и в 60-е годы, и в любые другие. У нас возле статуи «Рабочий и колхозница» была пивная «Рваные паруса». Там в своё время собиралась точно такая же молодёжь. Правда, сейчас большинство этих людей уже на кладбище.

- Есть и другая отличительная черта нашего времени - гаджеты, информационные технологии. Они создают новый, виртуальный мир, куда затягивают молодёжь, вырывая её из реальной жизни.

- Если у человека есть мир, который создали мама с папой, генетика, его первые влюблённости, первые очарованности произведениями искусства, то ему никакие виртуальные реальности не страшны. И гаджеты-маджеты ничего с ним не сделают. Но, конечно, если родитель будет вести себя с ребёнком по принципу «Вот тебе гаджет, и не приставай ко мне с вопросами, учись лучше у него», то он и получит в конце концов «гаджетовое» дитё. Чему тут удивляться? На самом деле это всё выдумки, что молодёжь нынче другая. Нет никакого различия между поколениями 60-х, 80-х и нынешним! И раньше было огромное количество болванов, которые ничего не соображают, и сейчас их полно. И как ярчайшие космические вспышки - талантливые люди. Они у нас, слава Богу, тоже всегда были.

«НАДО ПРОСТО ЖИТЬ»

- Но вам не кажется, что процент «болванов» в обществе стал больше?

- Понимаете, если бы было изменение в пропорции, наше общество куда-то бы двигалось. А оно никуда не двигается, уверяю вас. Оно стагнирует. Мне Боря Гребенщиков в самом начале перестройки написал на пластинке «Аквариума»: «Отцу новой стагнации». Я тогда подумал: он в своём уме? Какая стагнация? Мы только-только всем обществом двинулись навстречу переменам! А Боря-то соображает, Боря умный… Он всё правильно написал. У нас колоссальная стагнация. Если мы куда и движемся, то только к могиле.

- Вы о цивилизации в целом?

- О цивилизации, обо всём человечестве. Мне кажется, у нашей цивилизации наступило состояние колоссальной душевной усталости. Не знаю, сможет ли она сама себя вытащить за волосы из болота. Хотелось бы верить, что сможет.

- А искусство способно спасти её?

- Трудно сказать. Искусство - это посредник между нами и Богом. Своего рода адаптер, переходник от человека к Богу, который у каждого свой.

К сожалению, сейчас в искусстве (и в кинематографе в частности) звучит очень мало серьёзных мыслей о белом свете, о человеке... Вот у нашего фестиваля «Дух огня», который мы ежегодно проводим в Ханты-Мансийске, в этом году такой девиз - «Человек, ты кто?». Это важно понять: не как общество меняется и какие общественно спасительные мысли приходят с этими переменами, а как меняется сам человек.

- То есть главная ценность общества - развитие личности?

- Талант человеческий, индивидуальность - вот главная, уникальная ценность общества, которую ему надо беречь. Если общество, конечно, хоть что-то соображает и хочет себя спасти. И это единственная ценность, которую я знаю на данный момент. Всё остальное - пена.

- Но и всё зло в мире происходит от самого человека. В том числе бывает, что от талантливого.

- Совершенно верно. А как иначе? Самая значительная, на мой взгляд, картина, снятая за последние годы, - «Любовь» австрийского режиссёра Михаэля Ханеке, она вся об этом. Кто ты, человек, кто ты?! Ты действительно такая жуткая мерзость? Или ты всё-таки создание Божье? Вот эту сферу общественных интересов я понимаю и принимаю.

А общество, повторю, никак не меняется, его попросту нет. Есть разве что общественный совет. Да и кому нужны эти перемены? Это всё такая дребедень. К чему они? Один совнархоз переделать в другой? Ну, переделывали и знаем, чем это закончилось. Или социализм переделать в капитализм? Тоже переделывали, теперь видим, что получилось.

Вся моя надежда - не на общественные изменения, а на то, что будут появляться новые талантливые люди. Никаких перемен не надо, надо просто жить. И ощущать в своей жизни Божий промысел.

Дмитрий ПИСАРЕНКО

Загрузка...
Загрузка...

REDTRAM
NNN
Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Газета

Подписка


Актуальные вопросы

  1. Почему хлеб попал в немилость к диетологам?
  2. Правда ли, что сахар улучшает работу мозга и поднимает настроение?
  3. Можно ли приготовить салат из одуванчиков, растущих во дворе?
REDTRAM
NNN

Новое на AIF.by