www.aif.ru 0 7952

«Не мешайте жить!» Режиссёр Сергей УРСУЛЯК - о совести и уважении

Статья из газеты: 08/10/2014

«Колиичество порядочных людей у нас не изменилось. Чтобы их увидеть, надо направить прожектор чуть в другую сторону», - уверен режиссер.

41_03_02Будь готов

- Вы что-то знали, Сергей Владимирович! Иначе с чего бы вы вдруг взялись за «Тихий Дон»?

- Ничего особенного я не знал. Просто мне нравится этот роман - на мой взгляд, один из лучших романов последних 150 лет. И мне всегда казалось странным, что за «Тихий Дон» не дерутся режиссёры, студии. Потому что в нём есть всё, что интересно сегодняшнему зрителю. Поэтому я взялся за этот проект.

А к вопросу о том, чувствовал ли я что-то... Знаете, меня пугает готовность людей к гражданской войне. Когда достаточно какого-то ничтожного или «чтожного» повода - и мы сразу начинаем делиться. Отделять своих от чужих, друзей от врагов.

- Мне казалось, что весь бывший СССР уже исчерпал свой лимит крови, смертей, вражды...

- Я думаю, такого лимита не бывает в принципе... Понимаете, если бы последние 15-20 лет были потрачены на то, чтобы смягчать нравы, результат мог бы быть другим. Но поскольку мы занимались опустошением этой поляны - человечности, нравственности, этики, то на первый план по-прежнему выходит готовность всё порушить.

- Смотрите: практически 70 лет поколения в СССР воспитывали в стиле «Будь готов дать отпор, если враг нападёт». Нас готовили к войне. Сколько лет надо, чтобы воспитать человечность?

- Готовность защищать свою Родину (а нас воспитывали именно так) - это один вопрос. Она должна быть у любого народа и всегда. А вот искать врагов внутри района, города, дома, готовность разделиться по каким-то непримиримым лагерям, отсутствие уважения к чужому мнению - это совсем другое. Умение принять альтернативную точку зрения - вот это нужно было воспитывать. Убеждать в том, что это правильно - существование разных точек зрения, разных подходов, разных возможностей. Что не бывает лёгких рецептов. Что тот, кто говорит: «Я знаю, как...», - как правило, человек заблуждающийся. И вообще - что жить в ладу со всеми лучше, чем враждовать. Тогда, думаю, многие вещи в нашей новейшей истории мы проходили бы легче.

Власть и Совесть

- В 1991-м все друг друга любили, и человек человеку был как родной брат. Когда же всё засбоило и во главу угла стала поговорка «Человек человеку волк»?

ТЕАТР

Сергей УРСУЛЯК, режиссёр. Родился в 1958 г. в г. Петропавловске-Камчатском. В 1979 г. окончил Театральное училище им. Щукина, в 1993 г. - Высшие курсы режиссёров и сценаристов. Снял фильмы «Ликвидация», «Исаев», «Жизнь и судьба» и др.

- Почти сразу же и засбоило. Не мною сказано, что на волне революционных преобразований власть получают люди, не обладающие нужными качествами для того, чтобы жизнь общества действительно стала лучше. Вот и тогда к власти пришли не те. А те, кто готовил всё это с чистыми намерениями, оказались отодвинуты. Да они и не могли всё это возглавить...

Вообще всё начиная с развала СССР было уже совершенно неправильно. Не утверждаю, что Советский Союз должен был быть непременно сохранён, но по-прежнему верю: всё можно было сделать по-другому. Но поскольку к власти в бывших советских республиках тогда пришли люди, озабоченные лишь собственным благополучием, личными перспективами, то всё было принесено в жертву амбициям этих людей.

- А к власти в принципе могут прийти «те» люди - обладающие человечностью, совестью?

- При всеобщем избирательном праве - думаю, нет. Я не сторонник этих выборных институтов и не считаю, что, собравшись всем миром, мы можем выбрать что-то дельное. Какие могут быть альтернативы выборам? Не знаю.

- Власть и совесть совместимы?

- Конечно, совместимы! Не нужно думать, что, придя во власть, человек теряет ум и честь. Изначально у одного человека ума и совести больше, а у другого меньше.

Право на счастье

- А ваш «Тихий Дон» про что получается?

- Для меня в этой истории интереснее всего судьбы простых людей в ситуации всеобщего кошмара. Право простых людей жить так, как они хотят жить. Право на невмешательство в чужую жизнь. Отчего погибло казачество? Пришли чужие люди и вмешались в их жизнь. Начали её активно улучшать. И улучшили до такой степени, что всё это исчезло. «Каждый человек имеет право на счастье. Жизнь коротка, так что дайте нам возможность испытать счастье. Не мешайте нам жить!» - я бы так сформулировал идею фильма.

- В Интернете, обсуждая съёмки, кто-то написал: «Урсуляку будет трудно найти актёров на мужские роли. Сейчас не время мужчин. Мужиков всех перепахали - выжили только женщины».

- Это просто громкая  фраза. Перепахали, не перепахали... Перестаньте! Мужчины остались. И вообще, по большому счёту, ничего не изменилось. Не изменилось количество талантливых или порядочных людей. И, чтобы увидеть, что в нашей жизни всё нормально, нужно направить прожектор чуть в другую сторону. Помните, год или два назад в одной из воинских частей произошла трагедия - капитан закрыл своим телом гранату, которую неудачно бросил один из солдат. Капитан погиб, но такой ценой спас других. Эта история обсуждалась хорошо если час. А какую-нибудь ерунду или гадость - тех же «Пусси райот» - мы мусолим годами.

Если же мы сместим акценты, поймём, что это - настоящее, а то - чушь собачья, тут же выяснится, что настоящего у нас очень много. Просто при взбалтывании (а нас в последние годы болтало и болтает) всплывает не то, что нужно. А то, что имеет настоящий вес, оседает на дно.

- Уехав на съёмки на Дон, там, за сотни километров, вы увидели другую страну?

- В глубинке люди живут другой жизнью - гораздо более человечной, спокойной. Хотя бы потому, что в небольших городах ещё остался стыд. Стыдно совершать какой-то поступок там, где тебя все знают. В мегаполисах ничего не стыдно, потому что нас так много, что никто твоей мерзости и не увидит. Но жизнь в этих городах гораздо беднее - это тоже бросается в глаза.

Что меня действительно зацепило в Вёшках - это безумно красивая природа: закаты, рассветы, туманы, равнины, степи, горы. А в остальном я ехал решать скучнейшие задачи: где взять быков? Сколько лошадей у меня завтра будет в кадре? Мы договаривались о 50, а приехали 35. Что делать? И тут уже не до общефилософских вещей.

- И где быков брали?

- Мы их вырастили. Сами. Чтобы они умели ходить в упряжке. Сказать, что мы добились поставленной цели, не могу. Кто-то ходит, а кому-то не хочется ходить - и он не ходит. А когда бык у тебя не идёт, всё остальное перестаёт быть существенным. Забываешь и про запрет на курение. И про запрет ругаться матом. И про то, что «зверьё, как братьев наших меньших, никогда не бил по голове». И начинаешь бить по голове зверьё, костерить тех, кто его для тебя растил. Потому что время уходит, а сцена не снята.

- А местной живности не хватило?

- Местных быков в нужном количестве нет. И лошадей нет. И домов нет. Жизнь повернулась так, что стало невыгодно держать корову, неинтересно пасти скот. И это большая беда. Земля людям, может, и стала бы интересна, но для этого опять-таки надо создать условия. А пока мы живём так, что не знаешь, за кого хвататься - то ли за быков, то ли за людей.

Юлия ШИГАРЕВА

Загрузка...
Загрузка...

REDTRAM
NNN
Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Газета

Актуальные вопросы

  1. Какой штраф за разговор по телефону за рулем автомобиля?
  2. Можно ли вырезать аппендицит заранее?
  3. Почему на Западе можно работать дома, а у нас штрафуют за минуту опоздания?
REDTRAM
NNN

Новое на AIF.by