www.aif.by 0 408

Алексей Учитель: «Нам не хватает фильмов о том, как и где мы живём»

Недавно мэтр документального и художественного кино отметил 65-летний юбилей.

«Приятно, что в мире интерес к нашей истории очень велик!»
«Приятно, что в мире интерес к нашей истории очень велик!» © / Фото из открытых источников

«Нам не хватает фильмов о том, как и где мы живём, чем дышим, что происходит в умах отдельного маленького человека и целого общества», - считает известный режиссёр.

О ДИНАСТИИ

- В этом году ваш сын на фестивале «Кинотавр» дебютировал в качестве режиссёра. Преемственность в творческих профессиях - вещь, наверное, неплохая. А вот династийность, преемственность в политике - это проклятие для страны или традиция, некая «духовная скрепа»?

ДОСЬЕ
Алексей УЧИТЕЛЬ. Родился в 1951 г. в Ленинграде. В 1975 г. окончил ВГИК. Снял такие фильмы, как «Мания Жизели», «Дневник его жены», «Прогулка», «Космос как предчувствие», «Пленный», «Край», и другие.
- (Пристально, строго смотрит.) Говорить о политике я не хочу! Но на этот ваш вопрос отвечу. Мой отец был известным режиссёром-документалистом. Сейчас мой сын пробует пойти по моим стопам. Если преемственность происходит на качественном уровне, если у людей что-то получается, то я только за. Хотя помню, что, когда поступал во ВГИК, считалось, что предпочтение нужно отдавать абитуриентам из рабочей и крестьянской среды. Вслух об этом не говорилось, но все всё понимали. Сейчас, слава богу, этого нет.

Что же касается преемственности в политике, то тут я не очень понимаю, на что вы намекаете в контексте истории. Мы всё-таки не Северная Корея, где на высшем уровне сын сменяет отца, а потом к власти приходит уже и его сын. Ну и так далее. У нас подобной практики я не вижу. Единственное исключение - царское время. Но это была традиция, причём, на мой взгляд, прекрасная традиция! Преемников основательно готовили к власти - как управлять таким большим и сложным государством. Но я что-то не слышал, чтобы в послереволюционное время родственники или сыновья наших известных руководителей управляли в дальнейшем нашим государством.

- После смерти режиссёра Алексея Балабанова внятных киновысказываний про сегодняшний день практически ни у кого из режиссёров не получалось. В чём проблема? Нет сценаристов, режиссёров, способных осмыслить и внятно сформулировать проблемы сегодняшнего дня?

- Согласен с вами… Это действительно вызывает удивление. Те же американцы мгновенно реагируют на какие-то острые, в том числе неприятные для них события, и по горячим следам снимают фильмы. Запретных тем там нет… Это кино может касаться абсолютно конкретных политических личностей, больших бизнесменов, войн, любых конфликтов… У нас такого нет! Я веду режиссёрский курс во ВГИКе… Ребята в основном молодые. И меня удивляет, что в своих кинопробах, сценарных заявках, творческих планах они постоянно ориентируются на какие-то отстранённые от времени вещи. Любовь, смерть, вера, прощение… Да, это вечные темы! Но нам катастрофически не хватает фильмов о том, как и где мы живём, чем дышим, что происходит в умах отдельного маленького человека и целого общества. Я пытаюсь донести до своих студентов, насколько остро чувствуется дефицит такого кино. Но это сложно… Всё упирается в проблему, как это художественно осмыслить.

Сомнения творца, режиссёра или сценариста, всегда заключаются в том, как подавать современную историю. Плюс надо хорошо знать материал. Внутри страны сегодня очень много интересного происходит. Надо только приложить усилия и рассмотреть.

Я абсолютно искренне, без всяких оговорок верю в будущее нашей страны. Честно говорю. Иначе всё, чем я занимаюсь, на что трачу силы, не имеет никакого смысла…

«ГЕРОЙ ОДИН...»

- Ну не только внутри страны много интересного происходит. Мы с вами год назад беседовали. Что, по-вашему, в мире за этот год самое важное произошло? Какие перемены?

- Появилось мощное информационное давление, причём во всём мире. Обывателю, рядовому гражданину всё сложнее фильтровать и переваривать информацию, которая валится на него со всех сторон, причём зачастую с разными оценками. Удручает ещё и то, что практически все новостные каналы делают упор на негатив. Я понимаю: каждый день в мире происходят трагические, неприятные события. Конечно, их нельзя замалчивать. Но ведь случаются и хорошие вещи. Да, возможно, они выглядят малозначительно и их сложно подать под соусом сенсации. Но говорить о таких вещах надо обязательно!

Алексей Учитель на съемках исторической драмы «Матильда».
Алексей Учитель на съемках исторической драмы «Матильда». Фото: Фото из открытых источников

- А ещё лет семь-десять назад много говорили и дискутировали по поводу поиска героя нашего времени, национальной идеи. Сейчас эти темы подзабыли… И всё-таки поиск, формулирование таких вещей - это в первую очередь задача художников, кинематографистов или государства?

- Думаю, это совместная задача. Ну не может перед настоящим художником стоять в числе главных творческих целей поиск национальной идеи или героя времени. Это должно быть какое-то особое внутреннее состояние, подготовленное всем обществом. Один художник не может этого создать. Он может что-то придумать, предложить с помощью фильма или книги. 

- Я недавно спрашивал Олега Басилашвили о том, кто для него является героем нашего времени - именно дня сегодняшнего. Угадаете, кого он назвал?

- (Задумывается.) Именно дня сегодняшнего? Нет, даже предположить не могу. Я считаю, что у нас был и остаётся только один по-настоящему национальный герой - Юрий Гагарин.

- Позвольте провокационный вопрос: вы с цензурой в каком-то её виде сталкивались как художественный режиссёр, как документалист, как президент международного фестиваля, в конце концов?

- Объясню: как вы знаете, в начале каждого фильма сегодня появляются значки «6+», «12+», «16+», «18+» и так далее… Но это же не запретительные меры, а рекомендательные. Вот это почему-то мало кто понимает. Любой родитель может прийти с ребёнком, скажем, шести лет на фильм 12+. Родитель берёт на себя ответственность - только и всего. Другое дело, если ребёнок приходит один на фильм, не рекомендованный ему для просмотра в силу возраста. Его могут не пустить в зал, не продать билет. Я это рассказываю сейчас к тому, что сам до недавнего времени не знал о таких нюансах. Мне юристы объяснили.

Что же касается цензуры в кино в целом: вот мы с вами оба были на нынешнем фестивале «Кинотавр». Оба видели конкурсную программу. Согласитесь, в фильмах этой программы есть масса вещей, к которым можно придраться. Курят, пьют в кадре, да и вообще показывают не самые лицеприятные стороны нашей жизни. Но никто этого кино не запрещает. Насколько я знаю, все получили прокатные удостоверения. Возможно, в прокате они будут идти с небольшими купюрами, которые сути и основного послания картины не меняют. А вообще я не знаю случаев в современной практике, чтобы какой-либо фильм запретили к показу.

Сергей ГРАЧЕВ

Загрузка...
Загрузка...

REDTRAM
NNN
Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Газета

Подписка


Актуальные вопросы

  1. Что выгоднее: депозит или покупка квартиры и сдача ее в аренду?
  2. Что на самом деле означает слово «крафтовый»?
  3. Как узнать, есть ли у мужа любовница на работе?
REDTRAM
NNN

Новое на AIF.by