www.aif.ru 0 9964

Деньги есть, а шедевры? Максим Дунаевский - о музыке, советском и современном кино

Статья из газеты: 17/03/2015

Недавно композитору Максиму Дунаевскому исполнилось 70 лет. «АиФ» поговорил с юбиляром о самом важном в его жизни.

 

12_03_03- Максим Исаакович, вы создали множество мюзиклов, но, говорят, мюзикл «Алые паруса» у вас один из самых любимых. Слышал даже, что вы вложили в него свои личные деньги. Это правда?

- Нет. Просто он удачно получился, вот и всё. Вот «Три мушкетёра» или «Мэри Поппинс» в своё время ставились на десятках сцен. «Три мушкетёра» за десять лет прошли в ста театрах и у нас в стране, и за рубежом. Вот этот рекорд я вряд ли когда-нибудь побью. Такое только в советское время было возможно.

- Слышал, что сейчас вы работаете над оперой по Гоголю...

- Я уже практически закончил эту работу. Жанр мюзикла за сто лет своего существования доказал: это не просто серьёзный, а всеобъемлющий жанр, который может быть всем - от комедии до самых серьёзных трагедий. Мюзикл вышел из оперетты, которая существует сегодня исключительно как музейный,  несамостоятельный жанр. В свою очередь оперетта вышла из комической оперы, поэтому и мюзикл во многом продолжает оперную традицию. Если говорить о таких мюзиклах, как «Порги и Бесс» или «Призрак оперы», то это оперные спектакли. Они написаны доходчивым языком, в отличие от классической - серьёзной, будем так её называть, - оперы, которая, мне кажется, сейчас пребывает в глубоком кризисе. Создавать настоящую оперу сегодня способны немногие, я могу назвать только Родиона Щедрина. Время покажет, насколько актуален этот жанр. Постановки и похвалы критиков – это еще не все.

Пишите просто!

- Но если вы говорите, что опера сейчас неактуальна, зачем же тогда написали свою?

- Это не просто опера, а опера-мюзикл - мы его назвали «актёрская опера». Там будут играть драматические актёры, но поющие. Они будут изъясняться более простым, доходчивым, «мюзикловым» языком, основанным на традициях городской русской и цыганской песен. Я хочу вывести на сцену трактирный ансамбль, который будет преображаться в разных героев. Я представляю себе, как это могло бы быть в американском мюзикле - музыканты с сигарой в углу рта, пианист в шляпе, надвинутой на глаза, в потной рубашке, звучат банджо, бас...

- То есть вы считаете, что сейчас нужно идти на поводу у публики и говорить с ней понятным ей языком?

- Нет, на поводу никогда не пойду и никогда не шёл, всегда тянул за собой. И это получалось. Но язык должен быть простым. Вот у Исаака Дунаевского, которому сто пятнадцать лет исполняется, сложный или простой язык?

- Простой.

- Я думаю, что в какой-то степени сложный, потому что у него трёхчастные песни. Это особая мелодическая, песенная энергия, которую может нести только талантливый человек. Специально такое придумать невозможно. «Ах, этот вечер» и «Ветер перемен» - довольно сложные вещи. И написаны как раз по «лекалам», по «завещаниям» Исаака Дунаевского. А сейчас же бездарные люди специально оглупляют народ, потому что не могут создать ничего талантливого. Это не они опускаются до уровня народа, а опускают народ до своего уровня. Наших так называемых композиторов теперь именуют продюсерами. Потому что уже никто не знает, кто там музыку сочиняет. Вместо них целая «фабрика» работает, понимаете?

Странные вещи

- А за тем, что происходит в кино, вы следите? У вас нет желания что-то ещё для кино написать?

- В кино, на мой взгляд, происходят странные процессы. С одной стороны, мы получаем «Оскары», «Золотые глобусы». С другой - кино как такового нет. Мы всё время превозносим советский кинематограф. Но советское кино всё-таки создавалось плеядами режиссёров. Да, были дыры, были какие-то падения, но, в общем, хватало мастеров. Этого у нас сегодня нет. Нет чёткой государственной политики в этой области, несмотря на то что деньгами помогают. И вот этого, на мой взгляд, делать не нужно. Не нужно помогать кино!

- Почему?

- Потому что это коммерческий жанр. Это шоу-бизнес, так считается во всём мире. Пусть продюсеры научатся сами отвечать за деньги, которые добудут. И отвечать своими домами и «мерседесами». Помогать нужно единицам, вот таким, как Звягинцев, который выпрашивал деньги на фильм у министерства годами. Помогать можно молодым авторам, которые снимают за какие-то сто тысяч долларов (а это небольшая сумма для кино, правда) такие фильмы, что можно засмотреться. Вот кому надо помогать, и это для Министерства культуры и для страны обойдётся в совсем небольшую сумму! Совсем не в ту, которую дают на блокбастеры. Как можно на блокбастеры давать деньги?

- В музыке, я так понимаю, ситуация сейчас похожая? Допустим, есть эстрада...

- Но эстраду ведь никто не поддерживает. Поддерживают классическую музыку. И всё, другие жанры - нет. А раньше был музфонд, был литфонд. Чем они занимались? Поддерживали тлеющее творчество, так сказать. И у них получалось. В нашей стране были великие писатели и композиторы. И им реально помогали - не зарплатой, а действием! Музфонд организовал фестивали, в  Министерстве культуры была коллегия, которая закупала у композиторов серьёзные произведения. Никто не говорит про шоу-бизнес, чёрт с ним. А вот реальное творчество надо поддерживать. Как без этого? Оно исчезает. Назовите кого-нибудь из ярких молодых композиторов.

- Не знаю.

- Их никто не знает. А они, может быть, очень успешно работают. Я счастливый человек, ведь я родился тогда, когда всё это «композиторство» поддерживалось, поэтому меня и знают.

Сергей ГРАЧЁВ

Загрузка...
Загрузка...

REDTRAM
NNN
Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Газета

Подписка


Актуальные вопросы

  1. Нужно ли подавать декларацию, если родственник подарил денег?
  2. Нужно ли платить подоходный налог, если в 2018 году продал офис?
  3. Надо ли подавать налоговую декларацию, если в 2018 году продал квартиру?

Бизнес-форум

REDTRAM
NNN

Новое на AIF.by