15436

Карен Шахназаров: «Деньги - смысл эпохи»

№ 27 от 4 июля 2012 года 04/07/2012

Время потреблять

- Карен Георгиевич, получая на фестивале «Кинотавр» награду «За вклад в отечественный кинематограф», вы в своей речи затронули тему влияния искусства на реальную жизнь. Точнее, сказали, что ваше отношение к этому вопросу на протяжении творческого пути кардинально менялось.

- Действительно, довольно долго я свято верил, что искусство вообще и кино в частности способны менять мир, влиять на людей. Потом был период, когда я придерживался абсолютно противоположного мнения, и прежняя позиция казалась мне очень наивной. Сейчас я думаю, что всё-таки кино имеет кое-какое влияние на реальную жизнь, конкретных людей. Не надо быть слишком самонадеянным, но то, что кинематограф формирует сознание и менталитет определённой части зрителей, - это факт. Как справедливо говорил Наполеон, слово имеет удивительную власть над людьми. Идеи имеют огромное значение, и человек, обладающий идеей, намного сильнее человека, у которого её нет.

- Кстати, есть мнение, что мы проживаем сегодня время, лишённое всякой идейности. Вы с такой позицией согласны?

- Не совсем. Если мы оглянемся назад, посмотрим на мировую историю, литературу, то обнаружим удивительную вещь: думающие люди самых разных исторических эпох в своём большинстве считали, что именно они живут в самое безыдейное время. Проходит не так много времени, и выясняется, что идея всё-таки была. Для меня это довольно очевидная вещь. Возьмите, к примеру, большевиков. Они пришли к власти, движимые идеей разрушения. А в итоге создали суперимперию, которой в нашей истории не было. И, видимо, смысл их прихода, смысл того времени заключался именно в этом. Ну а идея и смысл нашего времени будут, вероятно, понятны нашим потомкам.

- И всё-таки, когда речь заходит о том, какой период мы переживаем сегодня, одни говорят о застое, другие - о стабильности, третьи - о ветре перемен и реформах. Вы какой точки зрения придерживаетесь?

- По моим ощущениям, нынешний период очень похож на период «реставрации» посленаполеоновской Франции. Посмотрите на все эти бесконечные торговые центры, рынки, бензоколонки, кафе, рестораны и т. д. Всё это появилось за два десятилетия. В этом есть как свои плюсы, так и свои минусы, но строительство этой инфраструктуры - шаг логичный и необходимый. Другое дело, что строят это всё совсем не те люди, которые строили в своё время, скажем, БАМ или осваивали Север. Если хотите, в своём большинстве это не самые честные и порядочные люди. Но инфраструктура потребления - это их территория! Многие страны проходили этот путь. Почитайте Теодора Драйзера - и поймёте, что в Америке было то же самое. Да, нынешний период нашей истории кажется меркантильным, пустым. Да, он очень неблагодарен для развития искусства. Да, главная цель сегодня - заработать, желательно побыстрее и побольше. Но, как ни странно, в этом тоже есть смысл. Страну надо отстроить. Перескочить этот этап невозможно. Рано или поздно всплеск производства, уверен, случится. Иначе никак.

Опасные симптомы

- Недавно новый министр культуры РФ выступил с инициативой создания положительного образа кавказца в кино.

- Сама по себе идея неплоха. Посмотрите на американский кинематограф - у них чуть ли не в каждом втором-третьем фильме один из положительных героев - обязательно афроамериканец. Я не очень представляю, как подобная схема может быть применена у нас. Кроме того, возникает вопрос: а почему нужно создавать положительный образ именно кавказца? У нас что, других народов нет? Почему не вводить в массовое кино образы бурятов или татар?

- Ну вы же прекрасно понимаете, почему речь идёт именно о кавказцах.

- Понимаю, конечно. Но наивно думать, что подобными методами, указами можно решить проблему национализма. Тут нужна многошаговая продуманная политика. А все разговоры о создании тех или иных положительных образов на экране, поиск героя нашего времени - всё это отдаёт духом советских времён. Притом что я человек советский, чётко понимаю: то, что было органично в Союзе, далеко не всегда уместно сегодня. Нельзя жить старыми схемами.

- В своём фильме «Белый тигр» вы говорите о том, что призрак войны, её угроза есть всегда. Сегодня, когда накоплено множество видов оружия колоссальной разрушительной силы, возможна ли новая мировая война?

- К сожалению, возможна. Даже при наличии ядерного оружия как сдерживающего фактора, которым человечество может уничтожить себя за минуты, угроза войны остаётся. Люди доходят до такой степени безумия и жестокости, что их ничто не способно остановить. В конце моего фильма Гитлер произносит монолог о том, что это не его, а Европу мучил вопрос, что делать с евреями, как быть с пугающим «кентавром» под названием СССР. Это не в его голове зародились эти мысли - он их лишь проговорил, предложил пути решения. И это страшная правда. Судя по тому, что я вижу сегодня, эти идеи по-прежнему живы, хотя о них предпочитают не говорить публично. Это очень опасный симптом.

- Напоследок хотел спросить: будете ли юбилей отмечать?

- Видимо, буду, хотя уже давно не отмечал свои дни рождения. Понятно же, что будут звонить, поздравлять - никуда не денешься. И потом день рождения - это даже не столько твой праздник, сколько праздник друзей, товарищей, которые хотят выразить тебе своё отношение, надо дать им такую возможность. В общем, юбилей - это такая вещь, которую надо просто пережить. (Смеётся.)

Сергей ГРАЧЁВ

ДОСЬЕ

Карен ШАХНАЗАРОВ, режиссёр, сценарист, гендиректор киноконцерна «Мосфильм». Родился в 1952 г. в г. Краснодаре. Окончил режиссёрский факультет ВГИКа. Снял фильмы «Цареубийца», «Курьер», «Палата № 6» и др.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно