0 584

Композитор нашего кино. Как Эдуард Артемьев бросил Голливуд ради Михалкова

Он был способен покорить своей музыкой Голливуд, но вернулся в Россию, чтобы создавать свои шедевры здесь. Он был одним из первопроходцев электронной музыки, а стал живым классиком «старого доброго кино».

Кирилл Каллиников / РИА-Новости

Знаменитый композитор, народный артист России, четырехкратный лауреат Госпремии Эдуард Артемьев родился 30 ноября 1937 года в Новосибирске, где проездом оказались его родители-москвичи. 

Как говорит композитор, «весь звучащий мир является моим инструментом». Так и есть. Эдуард Артемьев — настоящая легенда, написавший музыку к картинам «Солярис», «Зеркало», «Сталкер» Андрея Тарковского, «Раба любви, «Неоконченная пьеса для механического пианино», «Несколько дней из жизни И.И. Обломова» Никиты Михалкова, «Сибириада» Андрона Кончаловского, «Курьер», «Город Зеро» Карена Шахназарова и десяткам других знаменитых картин. 

С Андреем Тарковским Артемьев познакомился в 1970 году в гостях у художника Михаила Ромадина. Когда разговор зашёл об электронной музыке, Тарковский вдруг проявил к этой теме интерес, сказав, что ему в новый фильм нужна необычный саундтрек. Режиссёр и композитор договорились, что Тарковский придет к Артемьеву в Студию электронной музыки. Услышав, какие звуки издаёт синтезатор «АНС» — новый музыкальный инструмент, сконструированный советским инженером Евгением Мурзиным, Тарковский долго вникал в способы обработки звука, заметив, что музыка эта несколько холодновата. 

Через несколько месяцев Тарковский разыскал Артемьева и попросил написать музыку для «Соляриса». «Главной задачей композитора в „Солярисе“ Тарковский видел создание специфического звукового мира планеты-океана, космической станции — пристанища землян и, наконец, родного нашей душе мира знакомой и всегда вечно новой для нас бесконечно богатой звуковой стихии планеты Земля», — рассказывал в интервью Эдуард Николаевич. 

Композитор был далеко не новичком в кино, но признавался, что был потрясен массой требований, которые выдвинул Тарковский к музыке. Долго мучаясь, Артемьев написал саундтрек, и Тарковский эту музыку использовал.

«Запись „Соляриса“ дала мне колоссальнейший опыт, который невероятно пригодился в дальнейшей работе», — говорит Артемьев. С тех пор легендарный режиссёр в качестве композитора своих картин видел только его. 

Как говорит мастер, самая большая ценность электронной музыки для него заключается в том, что она может включать в себя всё — «начиная от стрекота кузнечиков и пения птиц, заканчивая симфоническим оркестром. Если мы задаем себе только один вектор музыкального выражения, то мы сами себя обедняем». Последние несколько десятков лет задача композитора — именно ассимилировать всю сумму звуков, которая существует в этом мире. Ведь Вселенная настолько огромна, объёма, интересна. «Ограничить себя чем-то — это значит обкрадывать себя», — утверждает Артемьев.

Когда его называют мастером электронной музыки, Эдуард Николаевич протестует и говорит: «Для меня стилей не существует. Как мне хочется, так я и делаю».

Несколько лет Артемьев жил с супругой, преподавательницей музыки Изольдой Алексеевной, в Америке. Композитору говорили, что его музыка здесь «не пойдет». Но его сочинения стали активно покупать голливудские студии. Эдуарду Николаевичу нравилось жить в солнечном Лос-Анджелесе, холод и снег он ненавидит. Но пришлось перебороть нелюбовь к минусовой температуре на родине ради дружбы. Никита Михалков позвал его писать музыку к своей картине «Утомлённые солнцем». Артемьев уехал из США несмотря на то, что его агент угрожал: «Ты для Америки только начинающий музыкант. Всё потеряешь, если уедешь». Но отказать Михалкову Артемьев не мог. Дружбе знаменитых режиссёра и композитора уже несколько десятков лет, каждую неделю в воскресенье Никита Сергеевич устраивает у себя обеды, куда приходят друзья и делятся новостями. 

Интересно, что Артемьев закрыт для предложений от новых режиссёров и, по его признанию, ни с кем из известных киномастеров, кроме «своего» списка, он больше не хотел бы сотрудничать. При этом даже самые прославленные голливудские мастера в этот список не входят. 

«Тех, с кем я работал, — достаточно, больше никого не надо. Новое лицо — это всегда тяжело. Надо находить контакт, и это самое сложное. Особенно с годами», — признавался композитор. 

В быту Артемьев, как и в своей музыке, необычен. «Обычно я ложусь в постель часа в три ночи и до четырех читаю. Но бывает, что зачитываюсь... Чтобы быть в форме, мне достаточно пяти часов сна. Значит, в 9.00 я уже на ногах. Такого режима придерживаюсь больше 10 лет. Сначала — чтобы успеть выполнить заказы, а потом просто втянулся», — рассказывает в интервью мастер.

Жена Изольда Алексеевна к издержкам профессии мужа старается относиться с пониманием. Хотя, безусловно, у двух талантливых и ярких людей в семье бывают и ссоры, и напряжение. В чём же секрет такого семейного долголетия тогда? 

«Главное — выдержать первые 30 лет. — Говорит Эдуард Николаевич. — Важно соблюдать христианские постулаты. Причем терпение — одна из главных добродетелей».

Материал подготовлен: www.aif.ru

Загрузка...
Загрузка...

REDTRAM
NNN
Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Газета

Подписка


Актуальные вопросы

  1. Чем отличается турфирма от туроператора?
  2. Почему стоимость проезда в «маршрутке» разная на одном и том же маршруте?
  3. Куда делись мировые рекорды в тяжелой атлетике?
REDTRAM
NNN

Новое на AIF.by