7467

Куда идёт поколение Z? Мозги у молодых меняются, но и старики у нас - не ретрограды

№ 43 от 24 октября 2012 года 24/10/2012

На одной из них его и застал «АиФ».

Плата за прогресс

- Геля Иванович, Интернет всё больше проникает в нашу жизнь. Люди сидят в социальных сетях, некоторые там почти «живут». К чему это приведёт?

43_03_02- Этот бум в значительной мере задан искусственно. Потребителю впаривают социальные сети, словно товар в супермаркете. Сначала он рад: ну как, я же могу написать другу детства Кольке, могу написать однокласснице, в которую был когда-то влюблён и которая теперь живёт в Америке! Могу через шесть «рукопожатий» дойти до любого! А потом выясняется, что это иллюзия: ну связался ты с человеком, а дальше что? «О, привет! Как дела?» -«Нормально. А у тебя?» - «У меня тоже. Ну пока». И чего ради всё это? Какова системная задача? Конечно, есть важные моменты, когда в Интернете создаются группы, чтобы деньги на лечение кому-то собрать, ещё для чего-то. Но в целом социальные сети -это пока болтовня, пустословие.

- Зато каждый может выложить там свои фото рядом с новенькой машиной или загородным домом. Показать, чего он добился, повысить свою значимость в глазах других.

- И в итоге вызвать у них не восторженные отклики, на которые рассчитывал, а зависть и раздражение! А на самом деле, если копнуть глубже, возможно, именно на это и рассчитывали создатели сети. Это же всё давно описано. Читайте Библию, 10-ю заповедь: не желай жены ближнего твоего и не желай дома ближнего твоего и т. д. Годы проходят, тысячелетия, а люди не меняются. Вот сейчас обилие гаджетов, электронных устройств. Из любопытства я иногда в метро смотрю: что люди с ними делают, чем заняты? Как правило, либо играют в некий аналог тетриса, либо раскладывают пасьянс. Пасьянс! То есть то, чем занимались ещё их прапрапрабабушки в XVIII-XIX веках! Иначе говоря, просто «тупят».

- Психологи говорят, что зависание в Интернете, постоянное скольжение по сайтам приводят к таким негативным последствиям, как клиповость сознания, неумение решать продолжительные задачи, поверхностное восприятие всего. Что добавите?

- Обилие информации обесценивает её. Всё труднее становится выискивать то, что действительно имеет смысл. Интернет стал пространством шума со всеми вытекающими проблемами - безопасностью, эффективностью общения, трудностью поиска. Человек получает больше информации, чем может переварить. В результате начинаем ощущать свою ничтожность: я не справляюсь! Падает самооценка, развивается эмоциональная подавленность, возникает тревожность. Следом идут неврозы, страхи. Это серьёзная проблема, это здоровье населения. Такова плата за прогресс, за обилие информации.

Лекция от внука

- Но новое поколение, так называемое поколение Z, прекрасно чувствует себя в этих условиях. Сейчас дети даже инструкции к телефонам не читают - всё понимают интуитивно. Они что, умнее своих отцов и дедов?

- Ум тут ни при чём, это всего лишь навыки, а они достигаются быстро. С одной стороны, когда я смотрю, какие задачи школьники решают на олимпиадах по программированию, восхищаюсь. Они легко разбираются в тех вопросах, которые мы с трудом одолевали, будучи уже серьёзными специалистами. Но меня печалит то, что они невнимательны к истории. Они выросли на средствах разработки, на готовых решениях и не имеют вкуса работы с книгами, а это очень важно для развития. Есть мнение, что современная молодёжь - уже следующий этап эволюции. Но эволюция - долгий процесс, за одно поколение она не совершается. Думаю, мозг человека пока только претерпевает изменения. И куда придёт поколение Z, к каким ценностям и образу мыслей, зависит от того, что они сами будут предпринимать.

- А легко ли пожилому человеку освоить компьютер и Интернет?

- При желании - да. Например, он может попросить внука научить его работе с компьютером. Пусть внук подготовит лекцию, ему самому это будет полезно. Нарисует экран компьютера, покажет, где что расположено, как надо работать с текстами, как пользоваться калькулятором. А бабушка (или дедушка) сдаёт ему потом зачёт. Это важный просветительский момент, оба в этом заинтересованы.

- А нашим старикам оно надо? Цены в магазинах их волнуют, наверное, куда больше, чем информационные технологии?

- У нас доля пожилых пользователей растёт, есть такая тенденция. Наши старики не ретрограды, несмотря на то что их таковыми считают и без устали вешают им лапшу на уши. Многие готовы обучаться, причём не механистически («нажмите вот эту кнопку, потом вот эту»), а вникая в суть и смысл процесса. Выросшим при советской системе старикам важно понимать, зачем они это делают, что в результате действия происходит. И они ещё способны принести пользу обществу. У них есть то, чего нет у молодых: опыт, жизненный и профессиональный. И они готовы его передавать в обмен на обучение.

Дмитрий ПИСАРЕНКО

 

ДОСЬЕ

Геля (Энгельс) РУЗАЙКИН родился в 1935 г. в Мордовии. Окончил мехмат МГУ. Автор более 80 научных работ, четырёх книг, рецензий к изданиям IT-тематики. Консультант журнала «Мир ПК». Женат, трое детей, четверо внуков, два правнука.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно