6321

Лирика без страстей, Евгений Евтушенко - о графоманстве, политике и поэтах

№ 27 от 1 июля 2015 года 01/07/2015

Его называют последним великим поэтом современности. Сам Евгений ЕВТУШЕНКО слова «последний» не любит и в будущее нашей литературы всё-таки смотрит с оптимизмом. А ещё поэт-шестидесятник по-прежнему проводит творческие вечера по всей стране. И собирает аншлаг! О том, чем сейчас живёт и о чём думает Евгений Евтушенко, – в интервью «АиФ».

Без мата

- Евгений Александрович, поэты уже давно не собирают стадионов, а современному поколению курсы валют намного интереснее стихотворений. Зачем вам потребовались вечера своего творчества и литературы в целом?

27-03-2- Просто хочу напомнить то, о чём люди стали забывать. Я, например, недавно прочитал антологию постевтушенковской поэзии. Обрадовался безумно, когда её увидел, так как сам закончил составление своей антологии, посвящённой Великой Отечественной войне. У меня всё разложено по полочкам: и военные классики, и плеяда поэтов, рождённых войной, и война глазами детей, то есть нашего поколения. И вдруг я увидел, что в той антологии постевтушенковской поэзии нет ни одной строчки о трагических 40-х годах. Да, эти ребята родились после войны, но разве это имеет значение? Я, например, родился после войны 1812 года, но для меня это тоже событие. Это пережитая война, корни нынешнего поколения. И я, читая книги Толстого, чувствую себя за нее в ответе. Я листал эту антологию и понимал, что здесь не написано не только о войне, но и вообще об исторических событиях! Лирика без страстей. Сексик. Не любовь, а именно сексик. Как будто в истории нашей страны ничего и не было. Как такое вообще могло случиться? С одной стороны, я не хочу превращаться в сварливого старикашку и всё время поучать, поучать, поучать… Но что делать, если люди не понимают? Быть поэтом и не связывать поэзию с историей?.. Это невозможно.

ДОСЬЕ
Евгений Евтушенко, поэт. Получил известность также как прозаик, режиссёр, сценарист, публицист и актёр. Родился в 1932 году в Иркутской области. Начал печататься в 1949 году, первое стихотворение опубликовано в газете «Советский спорт». С 1952 по 1957 год учился в Литературном институте им. М. Горького. В 1963 году был номинирован на Нобелевскую премию по литературе. На его счету более 150 книг, которые переведены на многие языки мира.

– То есть в современной поэзии сейчас – одно графоманство и не более?

– Гражданской лирики сейчас практически не существует. Не могу сказать, что всё – сплошная графомания. Талантливые люди есть. Например, мне нравится Вера Полозкова, но это не означает, что она – единственный ориентир гражданской поэзии. У неё есть свой взгляд на положение женщин в современном мире, и она его отстаивает. Полозкова – редкое явление. Есть ещё такая талантливая женщина Вера Павлова. Правда, обидно, когда она начинает заниматься сексуальными упражнениями вместо нормальных стихов. Я даже обратился к ней со стихотворным посланием, чтобы она бросила ругаться матом.

За живое

– То, что литература и история должны идти рука об руку, – это понятно. А как же политика? Она вас, как поэта, задевает за живое?

– Я оказался одним из немногих людей, которые сразу отозвались на события на Майдане. Я написал не только отдельные стихи, но и публицистическую статью, которую напечатали и у нас,  и в  Украине. Она о том, что все политические интриги ничего не стоят в сравнении с жертвами, которые несут народы. И первым жертвоприношением стала дружба между народами. Обидно, что появилась взаимоненависть. И чем дольше она остаётся и пропагандируется, тем сложнее будет её выкорчевать из будущих поколений. Преподавание истории в школах тоже изменилось. Как мы можем забывать о том, что основная часть солдат из Украины и других стран СССР погибала за освобождение страны от фашизма? Сейчас всё как-то исковеркалось, исказилось. Знаете, я как-то был депутатом от Украины. В Москве меня не выбрали, потому что я однажды припарковался на машине, а машина – «Мерседес». Появились милиционеры, которые стали обвинять меня: дескать, как можно доверять страну таким людям, как Евтушенко, которые разъезжают на «Мерседесе»? Но я купил его за деньги, которые получил за издание своих книг за границей! Ничего не украл. Никого не эксплуатировал. А мне сказали, что я нарочно дразню народ. Я поехал в Харьков. Меня там всегда очень хорошо принимали. Помню, как тепло общался с моими конкурентами за место депутата. И когда меня выбрали, они искренне меня поздравляли. Тогда я попал в украинскую Раду, и вот там мне не всё понравилось… У меня голова пошла кругом. Как депутаты хватали друг друга за чубы, как кричали и оскорбляли! Это были профессиональные политики, не те, которые избирались вместе со мной. Я думал: «Боже мой! Куда я попал?» Но в любой ситуации меня выручали стихи. Тогда, ночью, когда я не мог заснуть, и родилось стихотворение «Дай Бог», на которое впоследствии Раймонд Паулс написал музыку.

Перечитывая прежнее

– Вы написали огромное количество стихотворений. У вас не бывает такого, что вы перечитываете их и думаете: ну как я мог так мыслить когда-то?

– Бывает. Лучшее, что я написал, – поэма «Голубь Сантьяго». Я даже скажу вам нескромную вещь, но не нападайте на меня за это. Плох тот матрос, который не хочет быть капитаном, и я думаю, что в этой поэме я в некоторых местах приблизился к Шекспиру. Эта поэма была направлена против самоубийств, которых сейчас очень много в нашей стране. Помните, как пару лет назад две девочки стояли на краю крыши, сцепив ладошки, а потом спрыгнули вниз? И то, как вела себя толпа в момент самоубийства? Ужасно. Ведь девочки долго стояли на краю крыши, почему никому не пришло в голову залезть туда через чердак и спасти их? Провели расследование, пытаясь выяснить, что могло довести их до такого шага. Видимых трагедий в жизни не нашли. Одна из девочек перед самоубийством написала в своём аккаунте в Твиттере странную фразу о том, что всем будет лучше, если она уйдёт из этого мира. Но она не была изнасилована, у неё не было школьной беременности, с отметками всё хорошо, дома тоже порядок. Мама с папой не разводились, не скандалили и её не били. Что довело её до края крыши, до тех вопросов, которые она задала себе и Богу? Что её душило? Какого воздуха не хватало? После этой поэмы я получил огромное количество писем – полторы тысячи – со всего мира, от Бишкека до Италии. И скольких людей она спасла от этого проклятого края крыши или чего-то другого! Мне после выхода поэмы позвонил мой друг, режиссёр Федерико Феллини, и сказал: «Дженио, я прочёл, я считаю, что это потрясающая вещь». Он говорил о том, что ситуация с молодёжью в разных странах мира должна улучшиться. Необъяснимо, но мы с Америкой находимся в авангарде суицидов в мире. Почему так происходит – загадка. Короче говоря, Феллини тогда сказал: «Ты должен снять фильм». Но тут случилась беда – из-за гангрены я потерял ногу, пришлось переучиваться ходить. На одной ноге всё-таки ходить немножко труднее, чем на двух…

– Поэт Евгений Рейн как-то сказал, что Пастернак писал на пастернаковском языке, Мандельштам – на мандельштамовском, а Ахматова – на русском. А на каком языке пишет Евгений Евтушенко?

– Мне трудно обсуждать себя. И я не могу быть объективным по отношению к самому себе. Тот же поэт Евгений Рейн, друг Бродского, когда составлял список великих русских поэтов, включил меня туда. А Бродского - нет. Вот этим парадоксом я был поражён.

Ольга МИНАЙЛО

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно