22601

Людмила Гурченко: «Не знаю актеров, которые не одиноки»

№ 1 от 5 января 2011 года 05/01/2011

Первый раз актриса попала в Минск  в 70-х годах:

- Точно помню: снимался фильм «Неуловимые мстители», и была небольшая экспедиция в Беларусь. Тогда город оставил очень грустное впечатление. Но с каждым моим приездом он расцветал…

… Я безумно люблю Минск. Когда я снималась здесь в картине «Прости нас, мачеха Россия», где моя героиня кончает жизнь самоубийством, я каждое воскресенье ездила в Хатынь. Мне это было нужно, чтобы вспомнить свое военное детство.

Минск стал первым городом, который подвергся атаке врагов, он оказался в пекле и был практически полностью разрушен. Это святой город, который очень дорог мне…

- В своей автобиографической книге вы назвали нашего белорусского художника по костюмам Эллу Семенову в числе трех лучших мастеров своего дела. С ней вы работали в фильме «Прости нас, мачеха Россия»…

- Да, конечно, помню, и если меня снова пригласят сюда сниматься, мы с Семеновой могли бы сотворить чудеса. (Смеется.)

- Она сейчас живет в Канаде.

- Я не знала. Семеновой поклон.

- Людмила Марковна, а помните, как вы снимались у Виталия Дудина в ленте «Прощальная гастроль»?

- Я снималась в главной роли. Всего четыре дня. Это было фантастически! Фильм был практически снят, вдруг меня срочно вызывают, потому что заболела актриса. И я, не видя ни одного партнера по съемочной площадке, за четыре дня сыграла главную роль. Вот что Дудин со мной сделал. (Смеется.)

В опале

- Данные о вашей судьбе расходятся: где-то пишут о проблемах с советской властью и опале, где-то эти данные не упоминаются. А как было в действительности?

- Опала была. После «Карнавальной ночи». Но это такой сложный вопрос… Удивительно, что картина вообще вышла на экраны! Песню «Хорошее настроение» писали тогда, когда лента уже была закрыта, потому что один из центральных персонажей - хоть он был и.о. директора - но все равно дурак, каких много было в нашем руководстве…

Был 1957 год, когда оттепель начала потихоньку замерзать. Время сложное, страна восстанавливалась после войны. Все было серое, черное, коричневое, и люди будто кричали: дайте радости! Дайте песен! Дайте юмора! И Эльдар Рязанов все это дал. Фильм был новым во всем: актеры, монтаж, музыка… Зрители приняли «Карнавальную ночь». Этот фильм разбил мою жизнь, но стали разрешены челочки, появились тонкие талии…

Не хочу вдаваться в подробности… Я отказалась от сотрудничества. Я могла бы сразу все иметь и не снимала бы углы до тридцати лет. Но, видно, у нас, Скорпионов, есть проклятое чувство правды…

Прошли десятилетия, все изменилось. Актриса Гурченко после долгого молчания снова вошла в моду. На меня обратили внимание те режиссеры, которые отворачивались и не замечали. А я сумела запрятать это на дно души. Будто не помню ничего…

«Пестрые сумерки»

- Вы впервые попробовали себя в роли режиссера, сняв фильм «Пестрые сумерки»…

- Совсем немодная картина по современным меркам: в ней нет выстрелов, взрывов. Фильм об очень одиноких талантливых людях.

Так получилось, что мне поступило предложение о съемках. Показали один сценарий, второй - все не то… И я подумала: о чем думать, если рядом гениальное существо - слепой музыкант Олег Аккуратов?

Я написала музыку к этому фильму, подобрала стихи. А режиссер, который должен был снимать картину, за неделю до начала съемок исчез. Что делать? Так я сама стала режиссером…

- В картине затрагивается тема одиночества. Вы знаете, что это такое?

- Я вообще не знаю актеров, которые не одиноки. Талантливый человек - он как в пустыне. Его нельзя обманывать. Я даже не сразу понимаю, когда меня обманывают. А потом вижу: обман! Надо бежать!

Ударов, плевков в спину было немало. Но, как говорил мой папа: «Ничего, дочурка. Хай плюют в спину. Это значит: ты идешь вперед!»

Юлия ТАЙНИКОВА

Оставить комментарий (0)