После возвращения из Италии во время творческой встречи со студентами Белорусской консерватории Мария восторженно рассказывала о репетициях, о том, что итальянцы, перефразировав название нашей республики, почтительно обращались к ней «Синьора Бэлла Руссо». Она и сейчас могла бы представлять Беларусь на различных оперных сценах мира, но обстоятельства сложились так, что Мария живет в Люксембурге. В своем плотном творческом графике она нашла возможность после 18-летного отсутствия посетить Минск в качестве Посла доброй воли ЮНИСЕФ.
- Все это время меня душили воспоминания и влекли чувства, сродни первой любви. Я счастлива, что не разочаровалась: замечательный красивый город, шикарный оперный театр. Ведь когда я уезжала, он был в жутком состоянии, напоминал какой-то заброшенный дом культуры на периферии. Теперь хорошо бы привлечь сюда талантливых постановщиков, дирижеров, певцов, дать возможность своим солистам ездить по миру, учиться и на хороших, и на плохих примерах. Ведь только в свободном плавании певец развивается, он как хищник: если сам не найдет добычу, ничего не будет. Недаром говорят: волка ноги кормят.
- Можете ли вы назвать белорусский театр родным домом?
- Нет! Родной дом - слишком большое понятие. Это там, где тебя любят, ждут, никогда не подставят, где тебя принимают такой, какая ты есть. В этом смысле я сирота. В Минске я сделала первые шаги, как артистка выросла в «Ла Скала», люблю петь в «Метрополитен-опера», Мариинском театре и Барселоне, но благодарна Беларуси, в том числе за сотрудничество с замечательным дирижером Ярославом Вощаком. Вот его я могу назвать в творчестве своим родителем.
- Вы работали с выдающимися дирижерами Мути, Аббадо, Гергиевым… Какое место в этом ряду занимает для вас Ярослав Вощак?
-Первое, конечно. Это учитель, это святое. Он был личностью, гением с независимым характером. Ему было очень трудно еще и потому, что в то время человеку без партийного билета вообще сложно было куда-нибудь прорваться. Я убеждена, если бы не железный занавес, он возглавил бы какой-нибудь большой хороший театр на Западе. С теплотой вспоминаю и Геннадия Проваторова. Какое счастье, что он был главным дирижером в опере!
Творческая среда
- Вы дорожите творческой свободой?
- Свобода – очень тяжелое понятие. Это не анархия, а зверская дисциплина, постоянный выбор между тем, что нужнее для карьеры, а что для творчества.
Жизнь певицы, которая не прикреплена к определенному театру, в каком-то плане сложнее - ты все решаешь сама и сама отвечаешь за свои ошибки, но, с другой стороны, интереснее, потому что ты имеешь право выбирать.
- В творческой среде нередко встречаются зависть, склоки…
- Подлость, предательство. Это, к сожалению, как бациллы, витает в воздухе. Главное, не подхватить, соблюдать личную гигиену. Самой не впадать в это состояние. Помнить, что идешь своим путем, делаешь свое дело. Есть новая роль - учи, радуйся, копай, там столько интересного! А еще семья есть, дети растут, рождаются, это здорово!
- Вы не только поете на оперной сцене, но и уделяете внимание камерной музыке. Что проще - спеть спектакль или концерт?
-Конечно, спектакль, это даже не обсуждается. Если приезжаешь на постановку и поешь в одном театре подряд несколько спектаклей, то каждый раз исполнение улучшается, а концерт, как правило, бывает только один.
- Сейчас наблюдается сближение высокого искусства и шоу-бизнеса. Например, совместный проект Дмитрия Хворостовского и Игоря Крутого. Вы готовы к таким экспериментам?
-Все, что делается талантливо, это замечательно. Каждый артист имеет право на самовыражение. Я, например, мечтаю спеть народные песни народным голосом, но знаю, что для этого нужно будет уйти на какое-то время из оперы, потому что это другая вокальная техника. Также в планах для ЮНИСЕФ записать диск колыбельных песен – армянских, белорусских, русских, английских - и доход от продажи направить в медицинские клиники.
Считаю, что обязательно в жизни все нужно делать от души.
- Многое в искусстве делается не от души, а для того, чтобы поразить, удивить, шокировать. Я имею в виду современное прочтение некоторых классических сюжетов.
- Часто это делается по безграмотности. Ведь для того, чтобы поставить спектакль с учетом эпохи, традиций, стилистики, нужно книжки читать.
Есть бездарные режиссеры, которые ненавидят оперу, считают ее нудной и скучной, поэтому у них в постановках Онегин с Ленским занимаются любовью или кто-то кого-то насилует.
- Вы такие приглашения не принимаете?
-Нет. Я допускаю модерновые декорации, хотя тоже считаю, что не всегда они уместны, так же как в одежде сочетание джинсов и боа. Но, когда при этом соблюдаются характеры, психологическая нить, это допустимо.
Почему тонут молодые
- Как, на ваш взгляд, развивается оперное искусство?
-Я наблюдаю, что сейчас самое важное для оперного артиста - иметь красивую фотографию. Увы! К сожалению, очень много молодых певцов, которые не занимаются, как когда-то занимались мы. Они не хотят долго учиться, они хотят получить все даже не сегодня, а вчера. Поэтому нередко после удачных дебютов молодые бросаются в этот океан и, к сожалению, тонут.
- В судьбе молодого певца большое значение имеет педагог. Вокальную основу вам заложили в Одесской консерватории. Если бы вы открыли свою школу, что бы ее отличало?
- Это была бы школа терпения, упорства и работоспособности. Несмотря на то, что мне многие предлагали это сделать, я не тороплюсь. Хочу пока заниматься собой, шлифовкой своего мастерства, дел еще невпроворот.
Татьяна ЯКУШЕВА
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть