www.aif.by 0 6520

Мелководье смысла. Сергей Шнуров - о ярлыках, хлебе и взаимопонимании

Статья из газеты: 23/12/2014

«В нашей жизни много эмоционального, но очень мало осмысленного. А это губительно», - уверен скандальный музыкант.

Терпение

- Сергей, мы давно знакомы, не в первый раз общаемся. Знаю тебя как человека внутренне свободного. Потому именно тебя хочу спросить: отчего все устремления нашего человека к свободе рано или поздно оборачиваются желанием вернуть всё, как было?

ДОСЬЕ
Сергей ШНУРОВ. Родился в 1973 г. в Ленинграде. Музыкант, актёр, телеведущий, художник и композитор, лидер групп «Ленинград» и «Рубль». Женат. Двое детей.

- В нашей традиции понятия «свобода» и «воля» - разные вещи. Например, если человек выходит из тюрьмы по истечении наказания, то он выходит на свободу. А если он сбегает из неё, то он сбегает на волю. У нас эти два понятия смешались. Свобода - это правовое поле. Она должна воспитываться. Её невозможно обеспечить законом. Так же как никакими законами о цензуре в Интернете нельзя урегулировать всё то, что творится в Сети. Интернет сегодня - это некая вольница, пугачёвщина.

- А как бы ты объяснил ликование довольно большого числа обывателей от взаимного обмена санкциями и желание показать кукиш Западу?

- Сознание толпы очень похоже на сознание ребёнка - сейчас он смеётся, а через секунду плачет. Толпа сиюминутно реагирует на внешние эффекты, не отдавая себе отчёта в том, к чему эти эффекты могут привести и следствием чего являются. Достаточно вспомнить радостную истерию, с которой страна в 1914 г. вступила в Первую мировую войну. Ликовала вся страна! А через каких-то три года те же самые люди в едином порыве скандировали: «Долой царя!»

- Никита Михалков, например, считает, что тогда - в начале ХХ в. - страну погубила либеральная интеллигенция. Согласен?

- (Задумывается.) Нам надо понять, что страну погубили не интеллигенты, не либералы, не большевики, а все мы. Даже сегодня для кого-то наша страна - монархическая держава, для кого-то - осколок Советского Союза, для кого-то - территория экспериментов. Это довольно опасно. Сейчас главное - чтобы не случился дефицит хлеба, как это было в 1917 г. Если начнутся проблемы с продуктами, та же самая ликующая толпа завопит совершенно по-другому.

- А как же наше долготерпение, особый путь?

- У нас всегда был особый путь - тут и к бабке не ходи. Но проблема в том, что этот особый путь не очень сформулирован. У нас много эмоционального, но очень мало осмысленного.

- Это проблема образования?

- Причин тут много… И наша культура в целом, и особенности исторического пути, и недоговорённости в языке. Взять, к примеру, тот же самый мат, который до сих пор под запретом. Полноценных синонимов матерным словам просто не найти. А те, что есть, воспринимаются с иронией. Мы вообще на очень многое накладываем табу, не осмысливаем в нашей жизни. Нам проще не обращать внимания на проблему, чем встречать её с открытым забралом и рассуждать о способах её решения. В этом мы сильно отличаемся от остального мира. Почему все дискуссии в Интернете заканчиваются взаимными оскорблениями и упрёками? Да потому, что никто не хочет копать вглубь вопроса. Проще навешать ярлыки: это «плохо», а это «хорошо».

За что стоим?

- К вопросу об «особом пути»: нет ли у тебя ощущения, что в последнее время некая национальная идея всё же начала формироваться?

- Пока она во многом носит чисто символический характер. Есть атрибутика, символы. Но при этом никто не понимает, что это такое. Мы плещемся на смысловом мелководье, и никто не занимается формированием истинной глубины. Чтобы что-то изменилось, нам нужно реабилитировать мысль, погрузиться в историю, в язык.

- Но ведь мы все говорим на нашем языке! Как ещё в него погружаться?

- У нас ситуация очень напоминает Вавилонское столпотворение. Если в Вавилоне когда-то произошло смешение языков, породившее непонимание, то у нас случилось смешение понятий - то, о чём мы в начале говорили. Мы понимаем друг друга ровно наполовину. Происходит диалог немого с глухим. Нужно разобраться, что мы имеем в виду, говоря то или иное. Но мы все заняты какими-то сиюминутными разборками, вместо того чтобы возводить под собой фундамент. Страна всё время меняется, и за этими изменениями мы практически не видим главного. Что такое «мы»? Что отстаиваем? Ну не тельняшку же, не кокарду и даже не георгиевскую ленточку! Вот о чём нужно думать, вот о чём нужно полемизировать в телепрограммах. Не дай бог, начнётся война - что мы будем отстаивать?

- А нынешний патриотизм тоже непроговорённый, тоже основан на эмоциях?

- К сожалению, да. Как показывает история, патриотизм в таком качестве и форме долго существовать не может. Он ярко вспыхивает, как газетная бумага, и так же быстро прогорает.

- Ну а как же «духовные скрепы», православие?

- Сколько бы ни били себя пяткой в грудь, сколько бы ни кричали, что мы православная страна, духовнее от этого не станем. Выйди на улицу и спроси у первого встречного: «Чем католики отличаются от православных?» Уверен, ни первый встречный, ни второй толком тебе не ответят. Люди не знают даже элементарных символических вещей своей религии.

- Ты сказал, что ничего страшного не случится, пока хватает хлеба. А если вновь опустят железный занавес и введут выездные визы, народ это возмутит?

- Нет. Более того, большинство такие шаги поддержит, поскольку никогда в жизни не бывало за пределами родины. Но я не думаю, что в современном мире такое возможно.

Сергей ГРАЧЁВ

 

Загрузка...
Загрузка...

REDTRAM
NNN
Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Газета

Подписка в 2020 году

Актуальные вопросы

  1. Можно оставлять яблоки гнить на земле, как удобрения?
  2. Откуда появилось правило «пропусти помеху справа»?
  3. Нужно ли покрывать машину воском после мойки?
REDTRAM
NNN

Новое на AIF.by