Юлия Тельтевская 0 16596

Наталия ГАЙДА: «Счастье, что я попала в театр, где спектакли ставились на меня…»

Почему из нее не получилось юриста, что связывает ее с режиссером Романом Виктюком, как ей повезло в личной жизни - об этом и многом другом народная артистка Беларуси рассказала в интервью «АиФ».

Каждый артист должен найти «свой» театр, уверена прима белорусской оперетты Наталия ГАЙДА. Когда-то, много лет назад, вместе с мужем, баритоном Юрием Бастриковым, певица переехала из далекого уральского города Свердловска в Минск, который стал ее судьбой.

«Пела с детства»

- Моя мама, обладательница прекрасного сопрано, училась в Томском музыкальном училище у Марии Федоровой — ученицы Полины Виардо. Но стать солисткой театра ей не довелось. В 1939 году родилась я, потом - война… В конце 40-х родители переехали в Караганду, где папа руководил геологической экспедицией. Следующим пунктом был Семипалатинск - там, наконец, в Доме учителя, который был своеобразным культурным центром, мама смогла почувствовать себя артисткой. Я знала все оперные арии, которые она исполняла. Помню, когда я училась в первом классе, мама собиралась уходить из дома, а я сложила картинно ручки и затянула арию Татьяны из «Евгения Онегина». (Смеется.)

В детстве я занималась во многих кружках - вокальном, танцевальном, драматическом, но приоритетов у меня не было… Когда подросла, педагог из музучилища сказала: «Наташа, тебе нужно серьезно заниматься пением!» И я для себя решила, что поступать буду только в Москве. К сожалению, мечте сбыться не удалось: два года я поступала, и оба раза тщетно. Тогда я вернулась домой, в Свердловск, и стала студенткой юридического института.

Но юристом вы не стали?

— Я принимала активное участие в самодеятельности, много пела и на третьем курсе не выдержала: поступила в нашу Уральскую консерваторию. Но юридический институт не бросила: закончила учебу и даже год работала юрисконсультом, а параллельно получала второе высшее образование на вечернем отделении консерватории. Когда я училась на четвертом курсе, меня пригласили в оперный театр, где я пела четыре года, а потом уехала в Минск…

Любовь и оперетта

- В Минск вы уехали вслед за супругом Юрием Бастриковым. Как и где вы познакомились?

- Юра рассказывал, что обратил внимание на меня, когда мы поступали в консерваторию. «Все вы так говорите!» - не поверила я. А он: «Хочешь, я скажу, в каком платье ты была? В черном, а тебя сопровождал какой-то молодой человек в коричневом костюме. Я еще подумал, что этой твой муж…» Мы с Юрой поженились на четвертом курсе, когда были приглашены в Свердловский оперный театр. А в 1969 году был объявлен конкурс баритонов в Большом театре в Минске. Юра поехал на прослушивание, понравился больше всех и был принят. Ну а меня взяли в театр как бесплатное приложение к Юрию Георгиевичу, как «кота в мешке». (Смеется.)

- Но буквально через год работы в Минске вы расстались с оперой…

- Я считаю, что каждый артист должен найти «свой» театр, где он будет востребован, тогда его творческая судьба сложится более успешно, да и театр от такого счастливого совпадения будет только в выигрыше. Признаюсь, я еще в Свердловске думала о том, чтобы петь в оперетте, потому что люблю этот жанр. Но сложилось так, что в начале своей карьеры я попала в оперу и какое-то время продолжала идти по этому пути. Кстати, и педагог, и супруг отговаривали меня идти в оперетту. Когда же в Минске было принято решение о создании Театра музыкальной комедии и меня пригласили в его труппу, я поняла: это моя судьба.

- Театр создавался тогда, когда советская оперетта была на пике популярности. Как вы думаете, почему сегодня редко появляются новые произведения в этом жанре?

- Действительно, столько выдающихся композиторов создавали оперетты: Дунаевский, Соловьев-Седой, Баснер, Колкер, Эшпай… В Беларуси - Глебов, Семеняко, Сурус, Мдивани, Кондрусевич… Сегодня тоже немало интересных композиторов, но для создания музыкального спектакля нужны особые условия, прежде всего для автора пьесы. Я считаю, что в основе спектакля должна лежать пьеса с лихо закрученным сюжетом, интересными диалогами, а не либретто. Где найти авторов и как их заинтересовать?

- Правда ли, что белорусская оперетта во многом опережала московскую?

- Новые произведения для постановок в первую очередь предлагались, конечно, столичным театрам, коллективам в крупных городах - Одессе, Свердловске, Москве, Минске. Дальше ситуация складывалась в зависимости от обстоятельств. Например, когда в начале 1970-х мне в руки попала книга «Театр» Моэма, я ее прочла и подумала: это же мюзикл! Мой коллега по театру Григорий Харик нашел автора, была написана пьеса, которую одобрили в Министерстве культуры: «Надо ставить». Музыку написал Владимир Кондрусевич. Какое-то время работа в Минске над спектаклем откладывалась, и один из соавторов отвез пьесу в Москву, показал Татьяне Шмыге. Там тоже загорелись идеей, но с условием, что музыку напишет композитор Кремер - муж Шмыги. Их спектакль вышел чуть раньше. Помнится, мы встретились с Татьяной Ивановной на одном концерте, а она и говорит: «Ну не все же вам быть первыми!» Хотя на самом деле премьеры в Москве и Минске состоялись почти одновременно.

Отказала Виктюку

- А в 1982 году в наш театр приехал Роман Виктюк - ставить спектакль «Горе от ума». Уже тогда его имя было на слуху: Роман Григорьевич был опальным, а в советские времена все, что было запрещено, вызывало неимоверный интерес. Меня назначили на роль старухи Хлёстовой, начались репетиции. Но эта роль не подходила мне по профессиональным причинам, и я от нее отказалась. Правда, я продолжала ходить на репетиции: было любопытно наблюдать за работой режиссера, за его методами воздействия на актеров.

После премьеры к Виктюку выстроилась очередь за автографами, и я протянула программку для заветного росчерка. Он мне написал: «Терпение вознаграждается!»

- И оказался прав?

- Через какое-то время Роман Виктюк вернулся в Минск, чтобы поставить пьесу «Семейная идиллия» на меня и на Григория Харика. Мы работали с большим энтузиазмом. Было интересно, тем более что в этом спектакле нам нужно было постоянно менять образы. Однако для постановки было выбрано неудачное время: давали о себе знать отголоски борьбы с космополитизмом. После показа первого действия спектакля Минкульт не дал «добро» на продолжение работы.

Город-судьба

- Вы никогда не жалели о том, что переехали в Минск?

- Никогда! Счастье для актера найти театр, где ему комфортно, где он востребован. Счастье, что я попала в новый театр, где спектакли ставились на меня - что может быть прекраснее? Хотя, конечно, были разные периоды - и взлетов, и застоя, нам не везло с главными режиссерами… Но я не могу вспомнить чего-то уже сильно негативного.

- И вы никогда не сталкивались с завистью, интригами?

- Думаю, с завистью сталкиваются многие. Но я научилась держать себя в руках, не реагировать на какие-то выпады и ситуации. Когда отдельные люди это поняли - все сразу встало на свои места.

- Поделитесь, пожалуйста, секретом, как сохранить нежные и трепетные отношения в семье на всю жизнь.

- Просто мне повезло с мужем, с дочерью... С Юрием Георгиевичем мы прожили 47 лет, он был мой друг, помощник… Юра знал, что я не люблю кухню, и поэтому сам ходил в магазин и готовил - для него это не составляло труда. Зато вся остальная работа по дому была на мне. Да нет никаких секретов: надо уметь слышать друг друга, уважать и любить.

Загрузка...
Загрузка...

REDTRAM
NNN
Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Газета

Актуальные вопросы

  1. Правда ли, что граненый стакан символизирует СССР?
  2. Что может вылечить хрен?
  3. Как проходит подготовка к проведению парламентских выборов?
REDTRAM
NNN

Новое на AIF.by