27502

Олег Табаков. Искусство быть хозяином

№ 32 от 11 августа 2010 года 11/08/2010

Самая главная награда

- Олег Павлович, объясните, что случилось с вашими коллегами по творческому цеху? Почему они, раньше считавшие за честь быть в оппозиции к власти, теперь чуть ли не в очередь выстраиваются - за орденами, званиями, премиями?

- Знаете, а ведь и я тоже мечтаю, чтобы Владимир Владимирович Путин выделил время на личную встречу со мной (смеётся). Чтобы я мог ему объяснить, как это необходимо сегодня - построить филиал для Художественного театра. Это ведь крайне важно для молодых актёров: чтобы они выходили на одну сцену с людьми, умеющими играть хорошо. Вот как я в молодости играл на сцене «Современника» с Олегом Николаевичем Ефремовым, Женей Евстигнеевым, Галей Волчек. Развитие молодого актёра в этом случае чрезвычайно ускоряется.

Но пока премьер очень занят. На самом деле! Говорю это не снисходительно, а с уважением: он очень много работает. Тогда решил попытать счастья на приёме по случаю вручения Госпремий в области культуры. Медленно я перемещался к шатру, где стояли лауреаты и премьер. И вдруг увидел, как одновременно человек 10-15 протягивают руки к телу Владимира Владимировича. И так мне муторно стало от происходящего, что я раздумал подходить к Путину…

Я не считаю это проявлением моих оппозиционных настроений - просто достоинство надо сохранять. Да и потом… Мне в профессии довольно рано всё доставалось - иногда даже быстрее, чем я того заслуживал. И поскольку сегодня мне на самом деле ничего не надо, то, может быть, это и позволяет мне соблюдать дистанцию.

- Но я всегда считал, что у интеллигенции кроме первичных чувств - поесть, прославиться и т. п. - есть ещё нечто такое в голове ли, в сердце, что заставляло её выходить на площадь, поднимая голос и за крестьян, и за другие сословия.

- Я не теоретик - я эмпирик, поэтому скажу так: главной проблемой нашего бытия должно стать не выстраивание взаимоотношений с властью, а последовательная, шаг за шагом, работа по улучшению уровня жизни людей, за которых ты отвечаешь.

Могу сказать, что у меня на этом пути есть успехи. Скромные достаточно, но всё равно это важно и зримо. Например, в «Табакерке» - театре на ул. Чаплыгина - последние 5 лет 100 %-ная посещаемость, причём не только в подвале, что естественно - там зал маленький, но и на больших сценах, которые театр арендует. Если вы заметили, я нарочно говорю не о высоких материях. Нет, сначала надо заполнить зрительный зал. Потому что театр - это не просто культурная институция. Это театрально-зрелищное предприятие. И зрителю битком набитый зал дарит больше, чем обычную, готовность удивиться прекрасному. Да и у актёра, который к переполненному залу выходит, пульс чаще становится.

В ответе за всё

- Полные залы-то по-разному собирают. Можно поставить спектакль с мощной актёрской игрой, шикарными декорациями. А можно позвать двух-трёх раскрученных телевидением персон - и аншлаг обеспечен! Где эта граница? Вы ведь тоже таких артистов из кино к себе в театр пригласили. И этим навлекли на себя много критики.

- Какая же это критика? Я как-то был на дне рождения у одного богатого человека, и он мне говорит: «Олег Павлович, да что ж это такое! Ты где ни увидишь что-то замечательное, сразу к себе тащишь!..» Ну дак Кот Матроскин, понимаете, тоже всё к себе в хозяйство тащит! (Смеётся.) Нет, это не жадность. Это по-другому называется - хозяйственность. Так вот я - хозяин. И вообще всем лучшим русским крестьянам, ремесленникам, предпринимателям это свойственно - быть ответственным за всё происходящее.

Это в морали русского человека - заботиться о тех, кто слабее. Моя бабушка - её мама, кстати, была крепостной - рассказывала, как в деревне, где они жили, процентов 20 были алкоголики. А сход деревенский посылал учиться не только детей из крепких семей, но и тех детей, чьи родители пили по-чёрному. Потому что деревенский голова отвечал за всех.

- И куда делся этот класс хозяев сейчас? Потому что складывается ощущение, что нынешним хозяевам жизни слово «ответственность» незнакомо.

- Ну а что вы хотели получить в стране, где 70 с лишним лет любая инициатива последовательно уничтожалась? Как уничтожили, к примеру, Александра Чаянова, блестящего писателя и учёного, занимавшегося экономикой крестьянства. Это называлось - не высовываться. Вернее, высовываться, когда тебе велят. А не велят - так встань в строй!

Но могу сказать и то, что сегодняшние богатые люди помогают театрам - в том числе и моим. Эти традиции, к счастью, не меняются. Понимаете, дело-то в чём - если ты достигаешь определённых успехов, но ни о ком при этом не заботишься, скудеет душа твоя. И скудеет результат того, чем ты занимаешься. Это метафизическое понятие - «совесть», его же выращивать надо: в семье, начиная с самого детства. Меня, к примеру, бабушка научила говорить «спасибо». А это одна из очень важных привычек.

- Да, вы - хозяин. Но вы же и режиссёр, и актёр высочайшего уровня. И накануне юбилея какие мысли вас будоражат - если заглянуть чуть дальше от гримёрок, ремонта, гонораров?

- Самое главное - я в этом году набрал первый курс в театральном колледже, открытия которого долго добивался. Это не оригинальная идея. Существовало в России Императорское Тенишевское училище. После него девица Ермолова дебютировала в возрасте 16 лет, а девица Яблочкина - в 15 лет.

И у нашего колледжа цель - помочь российским молодым талантам становиться на ноги по возможности раньше.

ДОСЬЕ

Олег ТАБАКОВ, актёр, режиссёр, худрук МХТ им. Чехова (с 2000 г.), основатель и худрук Театра п/р О. Табакова (с 1987 г.), лауреат Госпремий СССР и РФ. Родился в Саратове в 1935 г. в семье врачей. По окончании Школы-студии МХАТ с 1957 по 1983 гг. - ведущий актёр театра «Современник». В 1983 г. по приглашению О. Ефремова переходит во МХАТ им. Чехова. Женат. Отец четверых детей.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно